ПЛА
Кафедра прочности летательных аппаратов
Факультет Летательных аппаратов
Учебная и научно-методическая деятельность
Научная деятельность
Научные и научно-методические мероприятия
Портал НГТУ
pk@nstu.ru, +7 (383) 319 59 99 — приёмная комиссия

Общие сведения

Л.М.Куршин

В связи с интенсивным развитием авиации в 60 – 70 годы возникла потребность в подготовке квалифицированных кадров в области прочности. По инициативе д.т.н., профессора, члена национально комитета по теоретической и прикладной механике СССР Льва Моисеевича Куршина в 1969 году при Новосибирском электротехническом институте была образована кафедра «Прочность летательных аппаратов» (ПЛА).

К педагогической и научной работе были привлечены ведущие ученые и специалисты СибНИА и СОАН СССР, среди которых доктора наук, профессора Л.Э.Брюккер, И.Г.Колкер, Р.Е.Лампер, В.Н.Максименко, В.Л.Присекин, В.Г.Сувернев, А.Н.Серьезнов, Б.П.Филимонов, Л.А.Фильштинский и др. На базе кафедры начался выпуск инженеров по специальности «Динамика и прочность машин» со специализацией в области прочности летательных аппаратов. Первый выпуск инженеров по данной специальности состоялся в 1973г. В дальнейшем наиболее талантливые студенты составили основу будущей кафедры.

Кафедра тесно сотрудничает с другими родственными кафедрами вузов России и с академическими организациями. Базовые предприятия – Сибирский научно-исследовательский институт авиации имени С.А. Чаплыгина, институты теоретической и прикладной механики, гидродинамики и горного дела СО РАН, ОАО «ЭЛСИБ», завод электротермического оборудования, АНО СЦНТО «Промбезопасность-Сибирь».

Возглавляет кафедру и научный коллектив ученик Л.М. Куршина доктор технических наук, профессор, ректор НГТУ, член национального комитета РФ по теоретической и прикладной механике Н.В. Пустовой.

Профессор Куршин Лев Моисеевич

Родился в г. Москве. В 1949 году окончил Новосибирский институт инженеров железнодорожного транспорта (ныне СГУПС – Сибирский государственный университет путей сообщений) по специальности «военный инженер путей сообщения по мостам и тоннелям». С 1949 г. работал в СибНИА им. С.А.Чаплыгина - сначала на инженерных должностях.

Параллельно с 1955 по 1958 годы – он аспирант при Институте Механики АН СССР. Там же в 1958г. защитил кандидатскую диссертацию. В НЭТИ начал работать с 1958г. на кафедре самолетостроения - читал курс «Строительная механика самолета».

С 1961г. – старший научный сотрудник СибНИА, с 1961г. – начальник отдела тепловой прочности СибНИА. В 1965г. защитил докторскую диссертацию.

Л.М. Куршин - один из основателей новых направлений в исследовании прочности конструкций летательных аппаратов при высоких температурах, в условиях ползучести материала, нелинейного поведения пластин и оболочек, прочности трехслойных конструкций, оптимизации форм упругих тел. С 1967г. Л.М. Куршин – член национального комитета СССР по теоретической и прикладной механике. Им опубликовано около170 оригинальных научных статей.

В связи с интенсивным развитием авиации в 60 – 70 годы возникла потребность в подготовке квалифицированных кадров в области прочности. По этой причине в 1969г. в НЭТИ (сейчас - НГТУ) по инициативе Л.М. Куршина и при активной поддержке руководства СибНИА и СО АН СССР на факультете летательных аппаратов была организована кафедра прочности летательных аппаратов (ПЛА). Основная задача кафедры была сформулирована так - подготовка инженеров-механиков исследователей по специальности «Динамика и прочность машин» со специализацией в области прочности летательных аппаратов. К педагогической и научной работе были привлечены ведущие ученые и специалисты СибНИА и СО АН СССР – Р.Е. Лампер, И.Г. Колкер, В.Л. Присекин, Л.А. Фильштинский, Ю.В. Немировский, Л.Г. Шандаров и др.. Базовыми предприятиями кафедры ПЛА стали СибНИА и ряд институтов СО РАН. Лев Моисеевич лично прочитал все основные курсы учебного плана данной специальности, мы помним его и как непревзойденного лектора. Первыми аспирантами кафедры ПЛА стали Н.В. Пустовой, К.А. Матвеев – ныне декан ФЛА, В.Г. Шорохов, А.И. Темников – ныне зам. декана ФЛА. Первый выпуск инженеров-исследователей состоялся в1973г. Выпускник кафедры ПЛА 1975 года Г.И. Расторгуев, аспирант Л.М. Куршина – ныне д.т.н., профессор, первый проректор НГТУ.

При Л.М. Куршине в НЭТИ начал регулярно издаваться межвузовский сборник «Динамика и прочность элементов авиационных конструкций», был открыт ученый совет по защите кандидатских диссертаций по специальности 05.07.03 – прочность и тепловые режимы летательных аппаратов. Он оставался заведующим кафедрой и научным руководителем коллектива до своих последних дней. Лев Моисеевич сочетал в себе громадный талант и трудолюбие, прекрасно знал английский и немецкий языки, был открыт и прост в общении с коллегами и учениками и, одновременно, скромен и беспредельно требователен к себе и окружающим.

Подробнее о кафедре
Контакты
Адрес:
630073, Новосибирск, пр.К.Маркса, 20, корпус 3
Расположение кафедры:
III-308,III-312,V-141
(383)346-31-21

Направления подготовки

Бакалавриат/специалитет

15.03.03 - Прикладная механика
Уровень обучения: бакалавр
Форма обучения: очная
Факультет: ФЛА
Профили: Динамика и прочность

Магистратура

15.04.03 - Прикладная механика
Форма обучения: очная
Факультет: ФЛА
Магистерские программы: Динамика и прочность машин
Наверх