Общие сведения
Отделение «Специальной педагогики» начало свою деятельность с 90 годов и прошло сложный организационный путь в истории становления и развития ИСТ НГТУ. Отделение «Специальной педагогики» начинало своё существование как кафедра гуманитарных и социально –экономических наук (ГиСЭД). В апреле 1998 г. происходит слияние двух кафедр ГиСЭД и СПЯ и Л (сурдопедагогики, языка и литературы) и в результате образуется кафедра сурдопедагогики и гуманитарных наук (СПиГН). В 2013 году после переезда Института в 8 корпус НГТУ кафедра была переименована в кафедру «Специальной педагогики». Отделение является выпускающим для специальностей: · 39.02.01. «Социальная работа» (специалист по социальной работе); · 44.02.03. «Педагогика дополнительного образования» (педагог дополнительного образования); · 39.02.02. «Сурдокоммуникация» (переводчик русского жестового языка); · 49.02.02. «Адаптивная физическая культура» (педагог по адаптивной физической культуре и спорту).
В 2019 году ИСТР был переименован в ИСТ (Институт социальных технологий) и произошло изменение структуры подразделений. Кафедра СП изменила свою организационную форму и стала отделением Специальной педагогики».
Преподаватели отделения успешно осуществляют свою деятельность по направлениям: Организационно-методическому: · создание нормативно-правовой базы кафедры; · сотрудничество и установление творческих контактов с коллективами специальных (коррекционных) школ, общественными организациями; обобщение опыта сотрудников кафедры по обучению лиц с ограничениями здоровья и взаимообмен методическим опытом с практическими работниками специальных школ; · разработка и внедрение инновационных обучающих технологий; · укрепление штата кафедры молодыми специалистами с дефектологическим образованием и привлечение опытных преподавателей-практиков; · подготовка студентов к участию в научно-практических студенческих конференциях и семинарах; · взаимопосещение занятий коллег и обмен методическим опытом, проведение мастер-классов; · тематическая разработка и утверждение курсовых и творческих работ, рецензирование ВКР, вопросы к ГОС; · работа в составе ГАК по защите ВКР. Научно-методическому: · исследование и обобщение инновационных явлений в практике специальных образовательных и профессиональных учреждений; · издание методических разработок, сборников научных работ преподавателей, учебных пособий для методической оснащенности образовательного процесса; · подготовка, проведение и участие преподавателей кафедры в научно-методических семинарах и конференциях различного уровня; · участие в грантовой деятельности; · привлечение студентов старших курсов для научно-исследовательской и учебно-исследовательской деятельности; · формирование рабочих студенческих групп под руководством преподавателей для решения прикладных проблем психолого-педагогической практики; · разработка и публикация материалов по теме кафедры «Психолого-педагогические основы учебной деятельности студентов с ограничениями здоровья». Учебно-методическому: · расширение специальностей и введение разнообразных специализаций; · создание сотрудниками кафедры новых учебных планов для специальностей «Адаптивная физическая культура», «Социальная работа», «Педагогика дополнительного образования», «Организация сурдокоммуникации»; · проектирование программ по стандартам третьего поколения для всех специальных дисциплин; · разработка адаптированных лекционных курсов, УМК, психолого-педагогических практикумов, методических рекомендаций; · создание учебно-методических модулей и междисциплинарных комплексов; · конструирование и реализация образовательных программ по профилю научных интересов кафедры; · внедрение специальных курсов по выбору и авторских курсов; · разработка и внедрение дисциплин коррекционной направленности (культура умственного труда, русский язык и культура речи и др.); · подготовка дипломных проектов выпускников, опытно-практического и экспериментального характера. Созданию и содержанию материально-технической базы · открытие лабораторных аудиторий для проведения учебно-исследовательской и экспериментальной работы. · внедрение в практику обучения ассистивных средств для студентов с различными нарушениями здоровья; · улучшение материально-технических условий для преподавателей кафедры; · создание компьютерного класса для преподавателей; · внедрение в практику обучения студентов технических средств обучения; · оснащение кабинетов звукоусиливающей аппаратурой индивидуального и коллективного пользования; · оснащение аудиторий мульти-медиа оборудованием, копировальной техникой. Аудиторной и внеаудиторной работе преподавателей · подготовка лекционного, дидактического, раздаточного материала по учебным дисциплинам; · качественное проведение занятий и внедрение инновационных технологий по обучению студентов-инвалидов; · поиск наиболее интересных и продуктивных форм и методов работы для студентов с ограничениями здоровья; · кафедра курирует и активно сопровождает социокультурную деятельность студентов с ограничениями здоровья; · внеаудиторная работа со студентами (турниры, экскурсии, викторины, конкурсы и др.) с целью углубления психолого-педагогической подготовки и профессиональной направленности; · воспитательная работа и проведение кураторских часов; · тьюторская деятельность; · участие в проведении заседаний реаколлектива; · повышение квалификации и прохождение стажировок. Организация и проведение всех видов практик студентов, повышение квалификации и стажировки преподавателей · установление связей с организациями различных форм собственности; · заключение договоров о сотрудничестве c учреждениями социальной защиты, образовательными организациями, учреждениями социальной абилитации и реабилитации, приютами, детскими домами, районными центрами психолого-педагогического сопровождения; · расширение баз прохождения практики; · рекомендация работодателям по трудоустройству студентов-выпускников с ограничениями здоровья и их первичной социально-трудовой адаптации; · организация круглых столов, семинаров, конференций, мастер-классов, ярмарок, экскурсий и др., мероприятий с участием работодателей; · разработка программной документации по проведению курсов повышения квалификации; · прохождение стажировок и курсов повышения квалификации; · самообразование преподавателей. Взаимодействию с другими структурными подразделениями · межкафедральное взаимодействие по научной, учебной, методической, социально- реабилитационной и воспитательной деятельности с подразделениями НГТУ, ФГО, кафедрой общей и специальной педагогики НГПУ, кафедрой общей и специальной психологии НГПУ и др.; · взаимодействие с учреждениями службы занятости, социальной защиты, реабилитационными центрами, базовыми учреждениями практики, службами психолого-педагогического сопровождения, психолого-педагогическими центрами профилактики. Преподаватели отделения принимают активное участие в социокультурной и волонтерской деятельности студентов с ограничениями здоровья. В ходе учебного процесса преподаватели проводят воспитательную работу, применяя различные формы занятий, участвуют в подготовке студентов дипломников и являются научными руководителями ВКР студентов. Отделение осуществляет свою педагогическую деятельность по направлениям обучения: инженерно-техническому, декоративно-прикладному, гуманитарному на дневном и заочном отделениях. На всех уровнях образования преподаются общепрофессиональные и специальные дисциплины (специальная психология, общая и специальная педагогика, теория и организация адаптивной физической культуры, основы реабилитационной работы с глухими, сурдопсихология, сурдопедагогика, теория, методика и практика социальной работы, социальная работа с семьей и детьми, основы психологии семьи и семейного консультирования и др.), факультативные дисциплины (жестовый русский язык, коррекционная работа) общие гуманитарные и социально-экономические дисциплины (история, обществознание, история мировой культуры, основы философии, мировая художественная культура, история религии, логика и др.).