КТРС
Кафедра конструирования и технологии радиоэлектронных средств
Факультет Радиотехники и электроники
Учебная и научно-методическая деятельность
Научная деятельность
Научные и научно-методические мероприятия
Портал НГТУ
pk@nstu.ru, +7 (383) 319 59 99 — приёмная комиссия

Новости

Кто такие конструктора и технологи, которых готовят на направлении «Конструирование и технология электронных средств»

Часто у абитуриентов возникают вопросы: - "Кто такие конструктора, технологи?", которых готовят на направлении «Конструирование и технология электронных средств»

Попробуем объяснить кратко и таким простым языком, чтобы понял любой абитуриент, поступающий на техническую специальность.  Представим любое предприятие, которое выпускает изделие. В таком случае об изделии говорят как о готовой продукции, например: самолет, зенитно-ракетный комплекс, автомобиль и пр. Что бы выпустить такое изделие на предприятии необходимо наладить такое производство, поддерживать его в функционирующем виде, менять производство под изменения в изделии. Так же необходимо сопровождать и поддерживать такое изделие, чтобы его можно было ремонтировать. Чтобы изделие соответствовало предъявленным требованиям, чтобы оно могло эксплуатироваться в заданных условиях, отвечало требованиям надежности, было ремонтопригодным и технологичным при сборке, несет ответственность главный конструктор. Подробнее о них попробуем объяснить в следующей статье. 

то такие конструктора и технологи, которых готовят на направлении 11.03.03 «Конструирование и технология электронных средств»?

Такой вопрос часто возникает у абитуриентов? Оно и понятно, с позиции вчерашнего школьника очень трудно понять о деятельности одних из самых главных людей на предприятии, на которых держится все производство. Чтобы это понять надо понимать как выглядит производство изделий, в частности радиоэлектронных изделий. В художественных фильмах их деятельность редко показывают, о них не поют песен, не складывают стихов, но от них зависит будущее, от их компетенций зависят зарплаты всех сотрудников предприятия, поскольку они принимают решение возьмут они заказа или нет, смогут ли они обеспечить работой людей на предприятии.

Что касается фильмов, то можно порекомендовать один, где показана деятельность и уровень ответственности главного конструктора одной разработки, которая изменила целую эпоху на планете. «Укрощение огня» - советский художественный фильм 1972 года, снятый по мотивам биографии конструктора ракет С. П. Королёва и других конструкторов авиационной и ракетной техники. Да, такими не рождаются, такими становятся путем тяжких испытаний, путем ошибок и их исправлений. Путь главного конструктора Сергея Павловича помнят и чтят до сих пор и трудно представить, что было бы, не возьмись он за конструкцию ракеты, не изменив её.

Попробуем объяснить кратко и таким языком, чтобы понял любой абитуриент, поступающий на техническую специальность. Представим любое предприятие, которое выпускает изделие. В таком случае об изделии говорят как о готовой продукции, например: самолет, зенитно-ракетный комплекс, автомобиль, Космическая ракета и пр. Что бы выпустить такое изделие на предприятии необходимо наладить производство, поддерживать его в функционирующем виде, менять производство под изменения в изделии. Делать производство гибким, чтобы изменения проходили гладко, без больших трудностей. Так же необходимо сопровождать и поддерживать такое изделие, чтобы его можно было ремонтировать. Чтобы изделие соответствовало предъявленным требованиям, чтобы оно могло эксплуатироваться в заданных условиях, отвечало требованиям надежности, было ремонтопригодным и технологичным при сборке, несет ответственность главный конструктор. От его ответственности зависит будет предприятие производить изделие или нет, сможет ли оно обеспечить в назначенный срок выполнить заказ или не сможет.

Чтобы предприятие могло изготовить изделие, нужно оборудование, с помощью которого можно соблюсти точность изготовления элементов. Чтобы оно отвечало качеству и технологическим требованиям необходимо организовать технологическую подготовку производства, обеспечить сопровождение готовой продукции, определять загруженность оборудования, выявлять виды и причины брака. За это все несет ответственность на предприятии главный технолог.

Таким образом, главные люди на предприятии, от которых зависит функционирование предприятия: это главный конструктор и главный технолог. Они несут ответственность за производство и сопровождение изделий. Чтобы изделие отвечало требованиям заказчика, было надежным и технологичным.

Чтобы стать такими людьми необходимо обладать различными качественными показателями, как моральными так и профессиональными.

Моральные качества должны основываться на том, что придется руководить подчиненными, которых порой очень много, у которых разные способности. Поэтому главные руководители предприятия должны провернуть через себя всю работу подопечных, чтобы понять трудности своих подчиненных, с чем они могут справиться быстро, а где нужно потрудиться и не требовать от подчиненных невозможного, или требовать но и своим примером показать, что невозможное возможно. Поэтому область знаний и умений затрагивают огромные области и плоскостей работы. Чтобы стать такими нужно набираться определенных технических знаний, умений. Для этого будущие руководители набираются различных компетенций.

Давайте теперь разберемся с компетенциями, которые они должны обладать главные руководители предприятия. Конечно, они должны понимать широкий круг задач, чтобы передать на разработку элементов и частей в отделы. Поэтому они обязаны знать как разбить задачу изготовления на модули, блоки, обеспечить их сопряжение. Поэтому, задачи главного конструктора знать, что в каждом отделе должны суметь разработать, если это касается конструкции на мобильной шасси, то в его обязанности знать как обеспечить надежность конструкции изделия, как сделать так, чтобы были разработаны электронные блоки, понимать достижимость разработки, способность его функционировать в тепловых условиях, в условиях электро-магнитной совместимости, обеспечить сопряжение с другими блоками, так чтобы обеспечить, пыле- влаго- защищенность, вибороустойчивость. Сегодня это все делается с помощью современных систем автоматизированного проектирования (САПР). Но и без знания фундамента не возможно, поэтому: физика, химия, теория вероятности, материаловедение, конструирования и владения современными информационными технологиями тут никак не обойтись. Это все является фундаментом на котором взращивается конструктор.

Сопровождать изделие, обеспечивать технологию сборки, следить за парком оборудования, обеспечивать надежную сборку и вести производство, и это только малая толика всего, за что отвечает главный технолог. В круг его компетенций входит знание парка оборудования, его настройка, обеспечение его функционирования, понимание, какое оборудование необходимо закупить, чтобы обеспечить соответствующую сборку, какие документы подготовить для рабочих, чтобы они выполнили сборку по требованиям, как обеспечить контроль изготовленных элементов, как обеспечить надежность соединений, как выявить разладку оборудования, как использовать вспомогательные материалы и вспомогательное оборудование и на каких операциях. Все это сегодня делается также с применением систем автоматизированного проектирования и технологической подготовки производства, но подготовить это все и соблюдать в функционирующем состоянии это все обязанность главного технолога. Труднейшая задача главного технолога, которое без конструкторской подготовки еще более трудна. Достигшего данной высоты чувствуют, что на них держится все производство, а это не может не радовать. Эти ощущения непередаваемы.

Естественно, наши выпускники не могут после выпуска стать главным конструктором или главным технологом, они должны проделать огромный путь, чтобы суметь взять на себя такую ответственность. Поэтому этот путь они начинают с самостоятельного изготовления различных изделий. Они должны знать и понимать как все подчиненные могут это выполнить. Понимать грань возможного, видеть возможности каждого подопечного. Поэтому круг задач очерчиваемый руководителями предприятия должен пройти сам руководитель. Кто прошел такой путь, может брать на себя ответственность за судьбу всего предприятия. У таких людей, как правило характер меняется, он никогда не будет дерзить, он понимает всю мерзость на которую человек не желающий работать над собой может пойти. Таких людей руководители видят из далека. В этом и рождаются моральные качества. К таким людям всегда тянутся, поскольку они никогда не скажут своим подчинённым, которые стремятся работать над собой каких-то грубых слов, ибо сами прошли через все. Такое воспитание проводится на кафедре "Конструирования и технологии радиоэлектронных средств" и в студенческом конструкторском бюро (СКБ) "Прометей". СКБ - это отдельная самостоятельная структура кафедры, где куются личности, которые могут брать на себя ответственность и руководить.

С первого курса студентам выдаются задания, где они могут проявить себя в разработке простых изделий. Если у них это все получается, то создаются условия, когда они на своих знаниях и умениях начинают зарабатывать, изготавливая электронное оборудование в разных сферах. Тому есть множество примеров, которые проводились руками студентов в студенческом конструкторском бюро «Прометей»:
1. Для жителей республики Саха (Якутия), находящихся на удалении от своего жилища (пасут оленей) на протяжении длительного времени необходимо было организовать связь. Для этого руками студентов была разработана антенна позволяющая передавать сигнал через ионосферу и работающей на существующей радиолюбительской радиостанции. Такую антенну они собрали, провели натурные эксперименты, провели демонстрацию для жителей республики Саха (Якутия). Отмечу, что все, кто видел и слышал, остались очень довольными, поскольку раньше уровень достижимой связи был значительно хуже. Сама антенна и ее крепление рассчитана таким образом, чтобы выдерживать температуры в условиях крайнего севера и сильных ветров. Студенты 4 курса получили удовлетворение от своих работ и решили продолжить обучение в магистратуре.
2. Для предприятия выпускающие качели, необходимо было разработать электрическую схему, написать программное обеспечение на изделие: «Аттракцион: Качели с водопадом», в работу вступили студенты 3 курса, обучающиеся по направлению: «Конструирование и технология электронных средств». Студентами была разработана структурная схема, схема электрическая-принципиальная, разведена печатная плата, написано программное обеспечение для микроконтроллера, для мобильного приложения. Проведена сборка, монтаж отладка. Студенты остались довольными и окончили магистратуру.
3. Для людей с расстройством аутистического спектра (РАС), было разработан специальный браслет который определяет эмоциональное состояние у людей и при обнаружении роста возбудимости, после которого может проявляться истерика, происходит переключение внимания, путем вибрации. Студентами разработана функциональная схема изделия, написано серверное программное обеспечение, мобильное программное обеспечение, разработана конструкция браслета, выбрана элементная база, разработана схема электрическая-принципиальная, проведена трассировка печатной платы, проведена сборка и поверхностный монтаж, отладка и методика исследований, и сами исследования на людях. Студенты остались довольны своей работой, стали специалистами.
4. Устройство для определения глубины промерзания грунта - решает задачу экологических катастроф северных регионах, находящихся в зоне вечной мерзлоты. Идет потепление климата и в регионах, находящихся в поясе вечной мерзлоты грунт начинает подтаивать, если это фундамент цистерны с топливом, то наклонение цистерны из-за подтаивания грунта может привести к неравномнрному перераспределению нагрузки и цистерна с топливом лопается и содержимое выливается в реку (как было недавно). И система определения глины промерзания грунта позволяет вовремя включить систему подмораживания грунта и предотвратить экологическую катастрофу.
5. На горно-добывающих предприятиях, часто возникают динамические проявления горного давления в виде горных ударов, когда могут погибнуть люди. Вовремя предупредить такое проявление возможно при прогнозировании с помощью регистрации электромагнитных сигналов сопутствующих разрушению горных пород. Множество студентов занимались этой проблемой и защищали свои выпускные работы на эти темы. Поэтому можно видеть прикладной аспект выпускных квалификационных работ наших выпускников.

Это только краткий перечень задач, которые были востребованы обществом, которые позволяют сделать шаг встать на ступень руководителя предприятия. Если чувствуете, что это ваше, что вы хотите развиваться, научиться брать на себя ответственность, без сомнений поступайте на направление 11.03.03 "Конструирование и технология электронных средств". Будет трудно, но жутко интересно.

Фотограф: Бизяев Алексей Анатольевич

Наверх