Филологии
Кафедра Филологии
Факультет Гуманитарного образования
Учебная и научно-методическая деятельность
Научная деятельность
Научные и научно-методические мероприятия
Портал НГТУ
pk@nstu.ru, +7 (383) 319 59 99 — приёмная комиссия

Новости

Фильм "Эксперимент: Волна" в Клубе люителей интеллектуального кино

Обсуждение фильма "Эксперимент: Волна" в Клубе люителей интеллектуального кино

17 октября 2013 года в 6 корпусе НГТУ в аудитории 412 в 17 часов в проекте клуба любителей интеллектуального кино состоялись просмотр и обсуждение фильма режиссёра Денниса Ганзеля «Эксперимент 2: Волна». Жанр фильма – триллер. Ведущие – студентки группы Ф-21 Анастасия Дорошенко и Анна Погонова.

Фильм снят по книге Тодда Страссера «Волна». Книга была написана в 1981 году по мотивам вышедшего в том же году одноимённого фильма. В основе всех этих произведений — реальный эксперимент «Третья волна», произведённый учителем истории Роном Джонсом в городе Пало-Альто в Калифорнии. Германия. Наши дни. Школьный учитель истории предлагает своим ученикам провести эксперимент: ровно неделю старшеклассники будут жить по законам тоталитарного государства. Жесткая дисциплина, повсеместный контроль, доносы, наказания – нацистская схема воссоздается с пугающей точностью. Ученики на собственном примере убеждаются, с какой легкостью можно манипулировать людьми, превращая их в безликую покорную массу. Но в какой-то момент игра выходит из-под контроля, и теперь ее участникам предстоит дойти до конца и познать самую темную сторону диктатуры.

Наталия Переяславская, студентка групп Ф-31, так говорит об этом фильме: «История показанная в фильме очень интересна, потому что на примере школы объясняется то, как люди превращаются в фанатиков, и почему происходят войны. <…> На примере этого фильма му убедились, что и сегодня возможны фашизм и все его жуткие последствия для человечества.Очень грустно это осознавать сейчас, когда кажется, что люди гуманны и войны давно позади».

Вот мнение Марии Курчиной, студентки группы Ф-31, о фильме «Волна»: «Искусство – это деятельность, занимаясь которой можно не просто передать информацию о чём-либо, но и заставить адресатов  сначала задуматься об идее произведения, а потом выйти на проблему глобального уровня. Именно это сегодня и произошло в клубе любителей интеллектуального кино. Идею фильма я поняла довольно быстро – как только по сюжету начала создаваться автократическая группировка школьников. Различные упражнения на «сплочение коллектива» уже натолкнули меня на мысль о тоталитарном режиме правления. В фильме учитель заставил всех маршировать и при этом приговаривал: «Левая – правая…» и так до тех пор, пока школьники не добились «единого ритма». В этот момент мне вспомнились строки из стихотворения В. Маяковского «Левый марш»: «Кто там шагает правой? Левой! Левой! Левой!» Это и было началом подавления индивидуальности каждого. И неспроста, я считаю, приходил учитель из соседнего кабинета сказать, что ему трудно вести урок. Думаю, это был уже первый звоночек, предвещающий, что что-то здесь не так: ведь другим людям от этого плохо… Потом от внедрения автократии начало страдать большее количество людей – горожане, имущество и общее достояние которых было испорчено недвусмысленным знаком (волна, способная накрыть людей с головой, увлечь, затянуть в бездонную чёрную глубь, уничтожить), дети, учившиеся в этой школе, которые иной раз просто не могли попасть на урок из за того, что они не в «Волне». А это особое приветствие… Оно очень напомнило мне приветственный жест Гитлера… Ничего хорошего из затеи учителя инсценировать модель автократии не вышло; это видно сразу. Люди как ошалелые пошли за лидером, «фюрером», слушая всё, что он говорит… А когда люди теряют свою индивидуальность, свое собственное мнение и превращаются в стадо, в зомби, одержимых так называемой «общей идеей» - это добром не кончается. Ведь всегда найдётся хоть один здравомыслящий человек, который не захочет быть «колёсиком и винтиком единого механизма» и решит пойти против системы, и образуется конфликт. Конфликт человека с самим собой, конфликт с окружающими, с судьбой, с жизнью, конфликт личности с обществом… Почему же учитель не остановился вовремя? Я считаю, что он просто заигрался, увлёкшись своим экспериментом. Его стали слушать, уважать, за ним пошла толпа, ему это было приятно, интересно и он забыл о своей цели и уж тем более о последствиях происходящего. Заиграться всегда очень легко, ведь все грани в игре,как правило стёрты; недаром ведь говорится, что в мире всё относительно… Поэтому, мне кажется, что этот эксперимент изначально был плохой идеей, и его просто не следовало начинать. Как иначе донести до детей мысль о том, что создание автократии возможно? Не знаю. Я считаю, что переубеждать человека – бесполезно. Разве можно наполнить и без того полный стакан? К тому же, если бы люди не верили в возможность автократии, это наверняка было бы гораздо лучше, чем то, что произошло. Приобретенная истина о пагубности автократии, безусловно, дорога, но стоило ли платить за эту истину в наше время кровью и жизнью людей?»

 

Фотограф: Е. А. Масолова

Наверх