Филологии
Кафедра Филологии
Факультет Гуманитарного образования
Учебная и научно-методическая деятельность
Научная деятельность
Научные и научно-методические мероприятия
Портал НГТУ
pk@nstu.ru, +7 (383) 319 59 99 — приёмная комиссия

Новости

Всероссийский литературный фестиваль

Студенты кафедры филологии на встрече с поэтом Карауловым и писателем Садулаевым

23-25 ноября по инициативе Министерства культуры Новосибирской области, Новосибирской государственной областной научной библиотеки и Областной детской библиотеки им. Горького (Новосибирск) в НГТУ состоялся Всероссийский литературный фестиваль «Белое пятно», в котором приняли участие сосвременные поэты и писатели из Екатеринбурга, Москвы, Санкт-Петербурга, Ангарска, Ростова-на-Дону, Барнаула и Новосибирска. 25 ноября студенты кафедры филологии присуствовали на встрече с поэтом Игорем Карауловым (Москва) и писателем Германом Садулаевым (Санкт-Петербург). Восприятие студентами этих встреч более чем неоднозначное. Вот что студенты говорят об этих встречах:

Анастасия Либерт, Ф-81:

Сегодня я была на встреча с современным писателем, разносторонне развитой личностью и просто интереснейшим человеком – Германом Садулаевым. В моем университете была организована встреча, на которой студенты могли задавать вопросы писателю.  

Герман Садулаев – человек многосторонний. Помимо писательской деятельности, он работает в сфере политики, является членом коммунистической партии, изучает древнюю историю, философию Индии, переводит санскрит. Одна из излюбленных тем его изучения – история и культура древнего племени готов.

Свое первое стихотворение Герман Садулаев написал в 9 лет. Это стихотворение было посвящено смерти Брежнева. Писатель вспоминает, что на протяжении всей жизни всегда что-то писал, делал заметки. Однако профессионально заниматься литературной деятельностью начал довольно поздно, в 2007 году вышла его первая серьезная публикация. По его мнению, такие творческие профессии, как кинорежиссер или писатель, требуют большого жизненного опыта.  

Герман Садулаев не стал рекламировать себя как писателя, так как признался, что этого не любит. На встрече с ним мы узнали его, в первую очередь, как человека, личность, более того, личность, которая имеет свои необычные  взгляды на разные вещи. Например, он не считает Нобелевскую премию доказательством мастерства. Главное в оценивании текста, с точки зрения Садулаева, – вкус эксперта; у экспертов свои интересы и вкусы, при этом их оценки должны быть адекватными. Садулаев считает, что настоящий литературный эксперт сродни сомелье .

Будущим филологам Герман Садулаев советует писать не о том, что интересно людям, а о том, что интересно тебе самому. Также Садулаев дал рекомендации относительно тех современных авторов, чьи произведения любопытно было бы почитать. Из предложенного списка я для себя выделила Захара Прилепина, Виктора Пелевина, Владимира Сорокина, Михаила Елизарова.

 

Марина Бородулина, Ф-82

Сегодня я впервые слушала стихи Игоря Караулова. Они показались мне чрезвычайно экспрессивными, обладающими яркими, насыщенными образами. В этих стихах чувствуется особая энергетика автора.

Было интересно послушать ответы Игоря Караулова на вопросы, связанные с творчеством, литературой и поэзией. Мне запомнилась фраза Караулова: «Поэт – светский Христос». Наверное, это действительно так, ведь поэзия  – это разговор с Богом, а поэт – творец, создающий новые миры.

Также было любопытно узнать точку зрения Игоря Караулова о молодых поэтах. По его мнению, поэт должен расти со своим поколением. Молодым авторам, подчеркнул Караулов, должна быть присуща амбициозность, позволяющая свергать авторитеты, быть революционерами. Бездействие недопустимо, считает Караулов.

Мне также запомнился ответ Караулова на вопрос «Как стать поэтом?». Караулов сказал, что «поэтами становятся от безысходности, когда в других сферах жизни сплошные неудачи». Я придерживаюсь мнения о том, что поэтами, скорее, рождаются, чем становятся. Да, я согласна, что накопившиеся душевные волнения должны быть выплеснуты, чтобы преодолеть жизненные неудачи. Поэты все накопившиеся эмоции переносят на бумагу, придавая им словесную форму.

Встреча с Карауловым позволила не только ознакомиться с его произведениями, но и узнать его отношение ко многим вопросам, касающимся различных аспектов литературного творчества.

 

Елизавета Семочкина, Ф-82:

Встреча с Карауловым Игорем Александровичем стала для меня приятным времяпрепровождением. С самого начала была прочитана биография поэта. Эта информация оказалась очень полезной, поскольку я впервые узнала об этом человеке. После этого Игорь Александрович начал читать свои стихи. Из своего сборника 2017 года он прочитал несколько стихотворений. Обложку этой книги оформила дочь поэта. Многие студенты начали задавать поэту вопросы, которые их больше всего интересовали. В основном студенты спрашивали Караулова о том, как поэт создает стихи. Был ещё такой вопрос: «Вы пишете, потому что Вас просят написать что-то конкретное? Или Вы пишете по своему усмотрению, когда вдохновение приходит?» Караулов ответил, что, конечно, он пишет по своему усмотрению. К сожалению, я не успела задать свой вопрос, потому что не хватило времени. Мне было интересно узнать, почему поэт поступил на географический факультет, а не на гуманитарный. Но потом я подумала, что людям необязательно поступать на определённый факультет, чтобы стать профессионалом в каком-то другом деле. Можно учиться чему-то ещё, одновременно, это не отменяет дополнительного образования.

Хочу выразить огромную благодарность за организацию этой встречи и за то, что мне дали возможность узнать что-то новое. Думаю, что такие встречи будут проводиться еще. Спасибо.

 

А вот мнение Марии Тимошенко, Ф-82:

Красное пятно на белой рубашке буржуазии

 

Сегодня, 25 ноября, НГТУ удостоил чести посетить Герман Садулаев – писатель, публицист, эссеист, юрист, Коммунист!

Выступление Садулаева едва ли было связано с литературой. От программы он отошёл, но оно и понятно: его книг никто не читал.

Все выступления писателя было пронзено шприцами коммунистических идей. Но «апогей» был достигнут в конце, когда Садулаев, размышляя о футуристических тенденциях, начал вещать за «вечные профессии», а закончил тем, что капитализм в любом случае приведёт к войне, которую избежать поможет что? Коммунистических строй! Нда…

 

Надежда Кузнецова, Ф-72

Вчера мне удалось посетить встречу с писателем Садулаевым.

Первое, что хочется сказать…. Я задумалась над тем, а знает ли сейчас молодежь современных писателей? Потому что у меня, например, какое-то не совсем доверительное отношение к современным писателям. Слова классиков проверены временем, а вот современным писателям еще далеко до такой проверки. Хотя некоторые фамилии этих людей на слуху. И когда писатель спрашивает, читали ли его произведения, а в ответ – тишина, мне кажется, это уже звоночек. Сначала я обвинила себя и задумалась над тем, почему современная литература так уступает классике. А потом Герман Садулаев начал свое представление с того, что сказал: «Во всех социальных сетях у меня уже достаточно друзей, больше в друзья никого включать не буду, но на меня можно подписаться». И тогда мне стало странно…  Не думаю, что Пушкин, Лермонтов, Достоевский схожим образом собирали свою аудиторию. Хотя, конечно, отчасти это продиктовано и современным состоянием общества.

После этих размышлений я расстроилась, потому что «процент» литературы в выступлении писателя активно стремился к нулю. Но при этом он уделил значимую часть своего выступления теме автоматизации нашей жизни. Так, он поведал нам, кто, по его мнению, переживет эту автоматизацию, какие профессии будут всегда востребованы. Это был призыв идти чистить крыши от снега или работать санитаркой в хосписе? Насколько это уместно, насколько это «в тему» сказано?

Просто хочется сказать, что на литературной встрече я ждала больше размышлений о литературе. А здесь не было того, во имя чего студенты собрались в аудитории, чтобы послушать «московскую звезду». Для себя же я выписала несколько интересных/ироничных/забавных, по моему мнению, цитат: «Не пугайтесь слова реконструкция. Не все реконструкторы маньяки»; «Есть сборная по литературе. Вот как есть сборная по футболу, но наша сборная по литературе лучше»; «Миру вообще ничего и никогда не бывает интересно»; «Если вы хотите написать то, что интересно людям, у вас никогда это не получится»; «Если вы не читали моих книг, тогда я расскажу про будущее, про то, что нас всех ждет».

Из всей этой встречи я сделала два вывода: во-первых, отрицательный опыт – это тоже опыт. А во-вторых, надо просто больше интересоваться современной литературой, уделять ей должное внимание, после чего можно будет сделать какие-то более глубокие выводы. И тогда можно просто сравнить, какой писатель тебе по душе, кого хочется читать, на чьих встречах ты бы хотел оказаться, кому бы хотел задать вопросы, кого бы просто хотел послушать.

 

Дарья Баранова, Ф-92:

Подобные встречи для меня — дело обыденное. Я частый гость на семинарах новосибирских писателей и поэтов, многих знаю лично, московского же гостя я видела впервые. Как говорится, первое впечатление невозможно произвести дважды. Увы, а, может, и к счастью, поэта Караулова для меня не существует. Я, взращённая на интеллектуальной лирике и привыкшая к глубине мысли и мелодичности, едва не посчитала стихи Караулова оскорблением. Но, принимая во внимание его возраст, а главное — его отношение к искусству (Караулов полагает, что искусство есть манипуляция для выноса мусора), опустим этот момент.

То, что нам пришлось лицезреть на этой встрече, так лучше бы мы не лицезрели. Перед нами выступал всего лишь человек с плохим вкусом, который оказался в нужное время в нужном месте. Век подобной поэзии не долог, ведь, имея в запасе лишь стихи "на злобу дня", подобному поэту на попадание в анналы истории надеяться не приходится.

Ко всему прочему, меня не оставляло ощущение испанского стыда — такие «стихи» декламировать можно своим последователям, но никак не молодым и неокрепшим умам. У иных может сложиться впечатление, что вся современная поэзия имеет вид "карауловщины". Но мы-то с вами, к счастью, знаем, что это не так.

Мне очень жаль, что из всего многоликого мира современного искусства в НГТУ была приглашена ходячая посредственность, у которого «стихи – это вещь».

Про Германа Садулаева можно сказать, что он человек чрезвычайно эрудированный, но не умеющий найти подход к разным возрастным группам. Для чего была прочитана Садулаевым лекция о профессиях, которые не могут быть автоматизированы? Филологам, на мой взгляд, было бы куда интереснее послушать о его творчестве, о вдохновении, неплохо вписались бы шутки. Мы встретились не с писателем. Мы посетили лекцию, увы, совершенно не оставившую эмоционального отклика.

 

Арина Вербицкая, Ф-72 :

Первая встреча была с творческим человеком из Москвы. Поэт Игорь Караулов прочитал свои стихотворения, рассказал немного о том, какой творческий путь прошел, и ответил на вопросы слушателей. Вопросов было так много, что, к сожалению, Игорю не удалось ответить на все.

Что сказать о его стихах? В них присутствовали очень интересные образы, в одном стихотворении действующими лицами выступали животные в роли говорящих существ. Поэт также рассказывал, что, создавая стихи, он ориентируется не только на современные произведения, но и стихотворения прошедших столетий, что, по моему мнению, важно, так как необходимо хранить историю.

Вторым гостем нашего университета был Герман Садулаев – творческий человек из Петербурга. К сожалению, на встрече нам не удалось послушать его произведения. Мне очень понравилась одна его фраза: «Если захотите, то и без рекламы прочтете (мои стихотворения. – А. В.), а если не захотите, то и с рекламой не прочтете».

Писатель много рассказывал про свои интересы и другие сферы деятельности, которые помогают ему на творческом пути. Герман Садулаев – не только писатель, но и активный политический деятель, что впечатляет. Герман производит впечатление человека, имеющего свою позицию, образованного и целеустремленного.

Эти две встречи произвели на меня неизгладимое впечатление. Интересно встречать таких интересных людей и иметь возможность выслушать их мнение.

 

Анастасия Неверова, Ф-72:

25 ноября я присутствовала на выступлении Германа Садулаева. «Белое пятно». Изначально мне было интересно послушать, о чем будет рассказывать писатель, так как я интересуюсь литературным творчеством. К сожалению, Г. Садулаев очень мало рассказал о своем творческом опыте и о литературе в целом.

Я не понимаю, зачем Садулаев начал затрагивать тему политики, так как это литературный фестиваль, а не какая-либо политическая акция. На мой взгляд, смешивать литературу и политику совершенно не стоит, потому что, во-первых, это не интересно, во-вторых, многие могут не согласиться с высказанной точкой зрения.

Что же мы узнали о Садулаеве как о писателе? Герман начинал свой творческий путь с трагических стихотворений и уже потом перешел на прозу. Публиковаться он начал поздно и, став немного популярным, решил податься в политику. Я не читала его произведения и не собираюсь это делать, потому что я не люблю литературу, полностью основанную на политике (одна из его книг посвящена чеченским войнам). На вопросы автор отвечал уклончиво или вообще говорил, что вопросы составлены некорректно. Так, например, был задан вопрос: «Творчеством каких современных писателей Вы вдохновлялись?» Садулаев ответил, что если бы вы слушали раньше, то услышали, о ком я говорил. Гмм, «достойный» ответ, ничего не скажешь. Но Садулаев говорил о писателях, которые не являются современниками.

А что же он вещал о жизни? Писатель решил предстать перед нами в роли футуролога. Я категорически не согласна с Г. Садулаевым относительно того, что некоторые профессии будут автоматизированы, например, труд, связанный с мелкой моторикой. Но спорить я не стала, так как автор очень увлеченно излагал свою точку зрения. Видимо, политика ему все же ближе.

Забавным показалось мне высказывание Садулаева насчет людей среднего возраста, которые «оказались в ситуации бутерброда»: эти люди разрываются на части между воспитанием собственных малолетних людей и заботой о престарелых родителях. Как будто бы всегда было не так! Ну очень оригинально, слов нет! (((

Когда проводятся литературные фестивали, надо приглашать более интересных личностей, которых было бы интересно слушать и которым хотелось бы задавать вопросы. Лично мне не понравилось выступление Г. Садулаева, но это только мое мнение.

 

Виктор Марченко, Ф-72:

Была объявлена встреча с писателем и публицистом Германом Садулаевым. Почему бы не сходить? Ну, мы сходили. И что же из этого получилось?

Мне показался Садулаев весьма странным человеком. Для затравки, в самом начале нашей встречи, писатель решил поднять тему Нобелевской премии. Если мне не изменяет память (а она мне не изменяет), Садулаева никто не просил рассказывать об этом, а даже если это решение было его личным, то это было странным и непонятным.

Чем дальше в лес, тем больше дров, то есть перлов. Что стоило высказывание Садулаева: «Даже если вы написали гениальное произведение, не факт, что вы его получите». Какая стилистика, мммм! Создается ощущение, что Герман Садулаев, считая свое творчество гениальным, сетует, что его не вознаградили соответствующим образом. Может, предложить ему, непримиальному, деньги, чтобы он перестал об этом уже говорить? Это из разряда риторических вопросов. Деньги я ему не дам. И книги его не куплю.

А как Садулаев себя позиционировал!!! Нарцисс отдыхает и нервно курит в сторонке: «Я публицист, у меня есть мнение по любому поводу». И так бывает, ну надо же! Кто бы мог подумать! Отрадно слышать такие откровения от человека немолодого.

Садулаеву был задан вопрос: «Как Вы относитесь к тому, что современная власть может дать реальный срок за текст? Нравится ли Вам упоминание высших государственных структур в нелицеприятном контексте?» У-у-у-у-у-у, и тут Остапа, как говорится, понесло… Нам была прочитана лекция а-ля «Сядь за текст». Садулаев пофантазировал и смоделировал следующую ситуацию: артисты зачитывают строки из русской и мировой классической литературы, после чего авторам этих строк выносится приговор. Оу, как оригинально! ((((( Так, за стихотворение «К Чаадаеву» великий русский поэт А.С. Пушкин мог бы получить, по словам Садулаева, четыре года колонии за побуждение к экстремизму. И что, такие заявления можно расценивать как воспитание подрастающего поколения? Dudo, как бы сказали испанцы, что переводится так: “Сомнева-а-а-а-а-сь».

Отрадно, что писатель и публицист Садулаев прекрасно знает, что будет происходить с человечеством в ближайшем будущем. Я подчеркну, он знает (из его же слов), а не предполагает. Тем самым практически всем нам этот залетный гость (и зачем он к нам залетел?) вынес приговор. Лично я был оскорблен сентенциями (если эти перлы можно так назвать) Садулаева.

О скромности Садулаева или хорошо, или ничего, кроме правды. Правдиво цитирую: «Один из ликов моей многогранной личности». Не каждому дано так о себе заявить!(((( В доказательство своей «уникальности» Герман Садулаев перечислил множество сфер деятельности, которыми он занимается. Тут и история готов, и литература, и политика, и публицистика… Все мы прекрасно знаем, что человек, который занимается всем подряд, не преуспевает ни в одной сфере. Мое заявление основано в данном случае на откровениях Садулаева. По признанию Садулаева, он, как политик, проиграл выборы депутату В.В. Милонову; как публицист и писатель, он был отвергнут своим же лидером: президент Чечни Рамзан Ахматович Кадыров высказывался очень негативно о его произведении «Я – чеченец». Да ладно, пусть Садулаев что угодно о себе рассказывает. Вопрос другой – зачем?

Данное мероприятие не было совсем уж бесполезным. Каждый из присутствующих на нем (кроме оратора, естественно) сделал те или иные выводы. Лично для себя.

В своих эссе я, выражая личные эмоции и чувства, всегда стараюсь быть максимально сдержанным. Однако в этот раз не получилось. Обидеть никого не хотелось, но и промолчать не счел нужным.

 

Полина Зиновьева, Ф-72:

25 ноября состоялись встречи с поэтом и писателем. Утреннее знакомство было с Игорем Карауловым – поэтом, к тому же прозаиком из Москвы. Он показывал свой сборник стихов, обложку для которой нарисовала его дочь, которая, кстати, по признанию самого Караулова, попала в немилость за создание порнографических рисунков и их размещение в интернете. Мне запомнилось стихотворение Караулова о белочке, свинье и опоссуме, после чего последовала незамедлительная реакция слушающих: смех, удивленные возгласы и перешептывания, которые стали ответной реакцией на прочитанное. Как говорится, любая реакция – это лучше, чем безразличие. После недолгого выступления поэта аудитория активно начала задавать вопросы: «Сложно ли написать стихотворение? Как Вы считаете, Вам удается писать их хорошо?» Караулов ответил, что написать стихотворение сложно, но даже если оно плохенькое, оно свое. Я думаю, эта фраза характеризует его творчество, по крайней мере, ту часть, которую нам удалось услышать.

Встреча в 14:00 была с Германом Садулаевым, который, как выяснилось, увлекается не только писательством, а еще историей готских племен, политикой и переводами с санскрита. Писатель, поэт и публицист отказался «рекламировать» свои творения, решив, что будет уместным поговорить, как он выразился, «о скучных Нобелевских премиях». Узнав, что аудитория не знакома с его творчеством, Герман решил не нагружать молодые умы разговором о своей печатной продукции, и ответил на несколько вопросов. У меня сложилось впечатление, что писатель не заинтересован в том, чтобы увлечь слушающих. Мне показалось, что человек отнесся несерьезно к своему выступлению, потому что какой-либо интересной и полезной информации, касающейся его творчества, я для себя не почерпнула.

В любом случае, такие мероприятия необходимы и полезны для саморазвития. Узнала ли я что-то новое? Да. Было ли мне интересно творчество этого поэта и публициста, которые выступали перед нами в рамках литературного фестиваля «Белое пятно»? Нет.

В любом случае, это был определенный жизненный опыт. А каким он был, пусть каждый решает для себя сам.

 

Екатерина Минеева, Ф-72:

 

С творчеством Игоря Караулова и Германа Садулаева я столкнулась впервые. Не могу сказать, что была удовлетворена знакомством, скорее, мои ожидания были завышены по поводу предстоящей встречи, а представления об этих творческих личностях не были оправданы.

Сначала нас познакомили с биографией И. Караулова, чтобы мы имели небольшое представление об участнике литературного фестиваля. Поэт сразу стал читать стихи, и вот тут я разочаровалась. Я знаю достаточное количество молодых поэтов, которые не уступают в творчестве И. Караулову, многие стихи я с удовольствием перечитываю, мне нравятся работы студенток направления «Литературное творчество». Караулов сказал, что настоящее искусство намного глубже, чем посредственное. Кто бы спорил. Хочу добавить, что настоящее искусство должно вызывать какой-либо отклик у слушателей и читателей. Но в моей душе на этот раз было глухо. На особенно релевантные вопросы поэт отвечал абстрактно и размыто, что, в свою очередь, принесло чувство неудовлетворенности.

Вторым выступающим был писатель-публицист Герман Садулаев. Было печально осознавать, что никто так и не познакомился с творчеством автора, но еще печальнее, что сам писатель методично отходил от темы литературного творчества. А мы-то собрались поговорить о литературе, между прочим… Садулаев решил посвятить оставшееся время рассказу об автоматизации и прочитал «лекцию» о том, какие профессии выживут после автоматизации. Не совсем удачный выбор, учитывая, что люди шли не за этим.

В свою очередь, хочу выразить благодарность организаторам мероприятия. Такие встречи могут стать неплохим материалом для самоанализа. И для того, чтобы понимать, «что такое хорошо и что такое плохо»))))))

Наверх