Филологии
Кафедра Филологии
Факультет Гуманитарного образования
Учебная и научно-методическая деятельность
Научная деятельность
Научные и научно-методические мероприятия
Портал НГТУ
pk@nstu.ru, +7 (383) 319 59 99 — приёмная комиссия

Новости

Галина Мандрикова: "Кафедра прирастает нашими выпускниками"

Сегодня невозможно представить Факультет гуманитарного образования без кафедры филологии - одной из пяти выпускающих кафедр ФГО. В год 30-летия ФГО мы поговорили с заведующим кафедрой филологии Галиной Михайловной Мандриковой о том, с чего начиналась кафедра, и чем уникальны её студенты.

 — Расскажите, пожалуйста, об истории создания кафедры филологии

 — Официально кафедра с таким названием была создана 12 марта 2002 года в результате разделения кафедры русского языка и литературы на две: выпускающую кафедру филологии, осуществляющую подготовку по специальности «Филология», и кафедру русского языка, преподаватели которой вели занятия по русскому языку с иностранными учащимися, а также обучали культуре речи студентов всех направлений подготовки в НГТУ, кроме филологов.

Таким образом, кафедра филологии имеет долгую историю, которая началась еще в далеком 1978 г., когда в НЭТИ из Монголии приехали первые иностранные студенты. Тогда при кафедре немецкого языка была организована секция русского языка как иностранного. В 1983 г. на базе этой секции была открыта кафедра русского языка. Преподаватели работали со студентами из Болгарии, Польши, ГДР, Чехословакии, Англии, Италии, Монголии, Турции, Сирии, Индии, Вьетнама, Китая, Северной и Южной Кореи, Кубы. В 1990 г. в НГТУ организован факультет гуманитарного образования (ФГО), в состав которого и вошла кафедра русского языка и литературы.

В 1997 г. на ФГО была открыта специальность «Филология», кафедра получила статус выпускающей. Таким образом, филология стала первой специальностью на ФГО.

Каким были студенты из первых выпусков?

— Студенты были интересные. Недавно одной из наших выпускниц исполнилось 40 лет, мы все ее поздравляли и даже записывали поздравительный ролик от кафедры. Как видите, наши первые студенты давно уже сами родители, и, я думаю, скоро мы будем принимать их детей ... Стеденты первого набора Рита Харина и Женя Юкечев (кстати, он из династии журналистов и музыкантов Новосибирска) вместе были ведущими «Посвящения в студенты», а потом поженились. Потом возникла такая традиция: если молодой человек и девушка ведут «Посвящение», то они поженятся. Так несколько лет и случалось. Среди первых выпускников у нас был и Глеб Черепанов, который в настоящее время является пресс-секретарем нынешнего мэра Новосибирска. Вообще, очень многие ребята из первого выпуска стали журналистами. Например, Иван Конобеев работал в «Новосибирских новостях» главным редактором, сейчас ушел в региональную политику. Юлия Макарова пошла в «большую» журналистику, работает на «России 24». Несколько человек живут за границей, преподают русский как иностранный в Италии, во Франции, в Германии, в Сингапуре, в Китае, в Израиле и других странах (так, недавно меня поздравляла с днем рождения наша выпускница, которая живет и работает в Мексике). В нашем первом выпуске многие, я думаю, вполне состоялись в жизни и, к сожалению, многие же разъехались не только по стране, но и по всему миру.

А всего – я посчитала – 20 наших выпускников защитили кандидатские диссертации и стали кандидатами филологических или педагогических наук (и даже PhD, как Алла Харина в университете Осло), работают в ведущих вузах и научных учреждениях страны. Среди них хочется назвать Александру Ольховскую, которая является ведущим научным сотрудником Государственного института русского языка им. А. С. Пушкина (Москва), и Алину Дмитриенко (Хабирову), сотрудника Сектора фольклора народов Сибири Института филологии СО РАН.

Среди наших коллег также есть наши выпускники – это канд.филол.наук, доцент А. Г. Кротова (Сысуева), канд. филол.наук, доцент Е. В. Гилева (Климакова), канд.филол.наук, доцент Е. М. Дубровская, преподаватели М. В. Губайдулина (создатель и куратор студенческого Медиацентра «ЁжМедиа») и М. С. Белова (кафедра филологии), канд.филол.наук С. А. Кучина и с.преп. Е. Г. Ваганова (кафедра ИЯ ГФ).

Чем только они ни занимаются: издают журналы, переводят с разных языков, работают в госучреждениях (Мэрии, Кадастровой палате, Государственном Художественном музее и мн.др.), в частных компаниях (Яндекс, Гугл и мн.др.).

Есть, конечно же, весьма непривычные для филологического образования виды деятельности, например, одна из наших выпускниц проходила языковую стажировку в Италии, защитила кандидатскую диссертацию по русскому языку, но работает в области «высокой» моды, есть и костюмер в кинокомпании, и кинорежиссер, и даже сотрудник кафедры разведки в военном училище, а один из выпускников, которому я пророчила будущее замечательного филолога, в результате долгое время работал главным редактором Аfisha.ru. Это говорит о том, что если наши выпускники вкладывают свои силы в какую-то профессию, сферу деятельности, бизнес, во все, что они выбирают, их, как правило, ждет успех.

Сегодняшние студенты отличаются от тех, кто учился и 15 и 10 лет назад: во-первых, в основном выпускники заканчивали пять курсов (специалитет), а не 4 – как сейчас (бакалавриат). И это было оправданно, потому что на пятом курсе больше времени можно было уделить диплому, и на пятом курсе у студентов была такая дисциплина, как «Методика преподавания языка и литературы», что давало им право быть при желании стать преподавателями. Нынешние бакалавры этого права не имеют, им для этого надо идти в магистратуру.

Во-вторых, первые выпуски были к нам ближе по .., наверное, ментальности, по подходу к классическому филологическому образованию. Они были более основательными студентами (хотя и не все, разумеется), но их детские годы пришлись на «лихие 90-е», поэтому, возможно, им хотелось «вкладывать в себя» как можно больше знаний. Да, они тоже, как и современные студенты, одновременно учились и работали, но состоялись в жизни все же благодаря приоритетности обучения, а не заработка. Создается такое впечатление: современные студенты считают, что всё, что нужно, они либо уже знают, либо это есть в Интернете. Я думаю, что они поступают на ФГО (на филологию / журналистику) с желанием получить соответствующее образование – поэтому и приходят именно сюда. Но через год вдруг: «А я не хочу быть журналистом / филологом!». У нас возникает резонный вопрос: «Вы ещё не начали, вы не почувствовали, вы еще не поняли. Почему сразу не хотите?». Применение элементарного закона бизнеса «чтобы что-то получить, надо вложиться» к получению собственного образования у молодежи «не работает». Они не очень понимают, что фундаментальное образование – это реально важно для жизни вообще и для будущей карьеры (причем любой) – в частности. Все должно быть как в религии: я не понимаю, но просто верю. Просто поверьте в это и волшебным образом через четыре года вы поймете, что, оказывается, вы хорошо образованы и именно это (а не пресловутый «опыт работы» в колл-центре или разносчиком пиццы) вам помогает в работе.

Расскажите, пожалуйста, о вашем опыте преподавания на кафедре

— Это «страшный» вопрос! Я как-то зашла в свой Личный кабинет на сайте НГТУ, а там список дисциплин, которые я как преподаватель когда-то вела (и веду). Часть из этого уже не актуально, но список впечатляет. Если кто-то любопытствующий не обратит внимания на то, какие годы там указаны, то подумает, что я вообще работаю одна на кафедре филологии – типа «читаю всё!». Мой преподавательский стаж – 36 лет. Я больше преподаватель, чем администратор. Я вообще считаю, что я не очень хороший заведующий, но зато я не могу жить без преподавания. Больше всего я люблю курсы в рамках специализации «русский как иностранный», сейчас у меня их только два: «Основы методики РКИ» («Введение в методику РКИ») для начинающих и «Планирование и организация учебного процесса по РКИ» – для завершающих обучение на данной специализации в бакалавриате. Также я веду такие дисциплины, как «Введение направление (филологию)», «Введение в теорию коммуникации». Но мои основные дисциплины – «Лексикология» и «Лексикография», потому что их содержание связано смоей научной деятельностью. Если прочитать название моей кандидатской и докторской диссертаций, то в них как раз есть эти слова: лексикография и лексикология. Мне также интересны дисциплины, связанные с современными образовательными технологиями, потому что я являюсь сертифицированным тренером по программе развития критического мышления. Да, мы учим студентов-бакалавров, магистрантов и даже аспирантов критическому мышлению в первую очередь на базе разных приемов переработки информации, поскольку филологи и журналисты работают прежде всего с текстом. Кстати, благодаря возможности обучать студентов в бакалавриате / магистратуре / аспирантуре мы имеем возможность выращивать свои преподаваительские кадры.

Каким вы видите будущее кафедры?

— НГТУ – замечательный университет, который я полюбила за 36 лет работы. Если внимательно оценить «образовательный ландшафт» Новосибирска и близлежащих городов, то можно понять, что на самом деле хорошего гуманитарного образования не так уж и много. Есть НГПУ, который, на мой взгляд, должен готовить педагогические кадры, есть НГУ, который ориентирован на подготовку научных кадров. А мы как раз правильно находимся в техническом университете, потому что выпускаем своего рода «инженеров» от филологии и журналистики. Именно благодаре базе НГТУ наши выпускники и могут работать в разных областях: от кафедры разведки до собственного бизнеса.

Как и куда мы можем развиваться? Конечно, есть несколько идей. Ну, во-первых, как уже было сказано, мы готовим преподавателей русского языка как иностранного и делаем это очень хорошо. Во-вторых, мы надеемся открыть направление «Медиакоммуникации», потому что просто «журналистика», на мой взгляд, это немножко уже вчерашний день. Современному журналисту приходится жить и работать в новой интернет-среде, которая по предъявляет к нему иные требования

В советское время говорили про не очень хороших коммунистов, что «они он колебались вместе с линией партии», вот и я могу сказать про нашу кафедру филологии примерно так же. Нашим достоинством является то, что мы способны отвечать на вызовы времени. Когда первокурсники меня спрашивают: «Кем я буду с дипломом филолога?», я отвечаю: «Кем захотите, тем и будете», конечно, при условии использования студенческого периода своей жизни для саморазвития, а не пустого и скучного «хождения в вуз» и получения позорных 50 Е по большинству предметов.

Что такое ФГО сегодня?

— Это интересный факультет, который переживает то взлёты, то падения, но никогда не бывает плох. Когда я выступаю на радио или на телевидении, всегда спрашивают, как меня представить. Понятно, что доктор филологических наук, заведующий кафедрой филологии, а дальше название факультета обязательно!, а только потом НГТУ. Мне кажется, это важно, потому что любая гуманитарная кафедра в НГТУ существует не столько в техническом университете, сколько на ФГО, т.е. в какой-то «родственности» кафедр гуманитарного образования. Когда на факультете есть кафедра психологии, филологии, философии, истории, иностранных языков, социологии, международных отношений и регионоведения сразу возникает чувство уважения, потому что это некое содружество гуманитарных дисциплин, в окружении которых можно получить действительно качественное образование. Гуманитарное образование с самого начала своего становления и до настоящего времени – это хорошо устроенная и правильно взаимосвязанная система наук, тем оно и сильно.

Наверх