Новости
В НГТУ завершился «Исследовательский марафон» по родному языку
В стенах нашего университета проходил Исследовательский марафон, приуроченный к Международному дню родного языка. 21 февраля в очном формате студенты-журналисты кафедры филологии ФГО провели социолингвистический опрос среди учащихся разных факультетов.
В стенах нашего университета проходил Исследовательский марафон, приуроченный к Международному дню родного языка. 21 февраля в очном формате студенты-журналисты кафедры филологии ФГО провели социолингвистический опрос среди учащихся разных факультетов. Участниками опроса, кроме граждан РФ, стали студенты из Узбекистана, Казахстана, Китая.
Исследование, проводимое студентами-журналистами, было призвано сформировать интерес к языковым проблемам в студенческой среде. А сами исследователи были готовым выступить в роли просветителей по отдельным вопросам, касающихся взгляда на родной язык. Заочный этап проекта проходил целую неделю. В опросе имели возможность принять участие не только студенты, но и все, кто неравнодушен к родному языку.
На вопрос «Знаком ли вам термин «родной язык»?» участники марафона давали положительный ответ. Информация о том, что 21 февраля – это не просто Международный день родного языка, но и память о студентах, которые в 1952 году в Дакке (столица нынешней Бенгладеш) вышли на демонстрацию в защиту своего родного языка бенгали, стала новой для всех участников.
Самым интересным оказался вопрос «Как бы завершили предложение «Родной язык – это….»», см.:
Родной язык – это язык, на котором тебя воспитывают,
Родной язык – это язык, который близок мне,
Родной язык – это искусство, Родной язык – это язык предков,
Родной язык – это язык, на котором человек говорит с самого рождения, и не забывает на протяжении всей жизни,
Родной язык – это СИЛА!
Один из студентов Казахстана сказал, что «Родной язык – это язык, который заставляет чувствовать себя родным с теми, кто говорит на нём».
Все опрошенные активно участвовали в обсуждении проблем родного языка: «проблема в малочисленности национальностей, поэтому родной язык исчезает», «идёт деградация общества», «много включаем в речь иноязычных слов», «проблемы не с языком, а с массовым сознанием, с правильной системой ценностей». Студенты из Узбекистана отметили, что им сейчас просто «трудно соотносить родной узбекский язык с изучаемым русским языком». Были среди участников и те, кто отметил, что родной язык не испытывает никаких проблем – его нужно просто знать, любить и уважать!
Самым трудным оказался вопрос о существование государственных программ, направленных на поддержку и развитие родного языка: самые популярные ответы: «не слышали» и «они есть, но я не знаю о них».
Студенты-журналисты после опроса сами поделились впечатлениями о марафоне. «Ожидания были совсем другие – я думала, что люди будут отказываться, а то и вовсе проходить мимо. Ведь тема не совсем обычная для нас. Но было приятно, что все активно включались в разговор. В нашем университете студенты очень дружелюбные. Многие подходили компаниями, обсуждали вопросы, да и просто интересовались» (Катя Саткова, Ф-93). Главное, что порадовало: все опрошенные готовы стать волонтерами для популяризации проблем родного языка.
Преподавателям и студентам направления «Филология» ещё предстоит сделать полный социолингвистический анализ, изучить данные электронной платформы и научно обосновать результаты исследования.
Спасибо всем участникам опроса!