Новости
Кто такой современный филолог и где он нужен
Филологическое образование без сомнения одно из тех, что в современных реалиях дает весьма обширные возможности своим студентам, однако, несмотря на богатые знания и навыки, которые студенты-филологи получают в университете, многие из них сталкиваются с трудностями, когда начинают искать работу. Это может случиться и из-за их собственной неуверенности в своих силах и возможностях, и из-за внешних обстоятельств. Как же может сложиться судьба выпускника? Тяжело ли ему будет найти профессию, которая полностью его устроит? В поисках ответов, я обратилась за комментарием к выпускнице ФГО НГТУ Ирине Дроздовой-Куривчак.
Когда вы поступали, были ли у вас мысли о том, куда вы пойдёте работать, или вы руководствовались чистым интересом к филологии как к науке?
Когда я поступала на «Филологию», у меня было, наверное, три причины. Почему филология? Во-первых, интерес к языкам, в принципе, мне очень нравилось изучать английский язык, и я мечтала изучить и другие языки – французский, японский. Вообще, я чувствовала, что, когда изучаю какой-то язык, мне это очень интересно и любопытно.
Во-вторых, я любила писать сочинения, мне нравились стихи, мне нравилось писать, мне нравилось работать с текстами, у меня была к этому склонность – к созданию текстов. Я чувствовала, что это мое, потому что филолог – это специалист, который постоянно соприкасается с текстом. И третье, мне нравилась профессия журналиста, я восхищалась известными журналистами на тот момент, в 90-е гг., и мне хотелось тоже стать журналистом. Соответственно, я решила, что тут совмещается и любовь к языкам, и возможность профессионально работать с текстом, и возможность стать журналистом.
А что конкретно я буду делать дальше, я в момент поступления не могла еще решить, у меня не хватало опыта и понимания себя, и мне нравилось на самом деле, что у меня вот такое широкое какое-то поле для выбора, что я смогу попробовать разное, получить такое широкое образование, а потом уже на практике узнать, что мне больше подходит.
В итоге, так и оказалось, что мне очень нравится лингвистика и именно работать с текстами, работать журналистом. Я с удовольствием писала курсовую, дипломную работы, очень было интересно. Настолько была увлечена учёбой, что даже хотела стать учёным, прямо-таки лингвистом, но потом меня затянули уже какие-то практические задачи в виде необходимости зарабатывать деньги, и я ушла больше в бизнес.
Чем можно заниматься, имея филологическое образование?
Ну, традиционно филологи работают, во-первых, преподавателями в вузах, хотя кто-то идет в другие сферы. Есть ребята, которые работают преподавателями иностранных языков, если хорошо ими владеют, филологическая база позволяет переквалифицироваться, скажем так, в преподавателя иностранных языков. Еще есть знакомые выпускники, которые работают преподавателями русского и литературы в школе, но в целом это тоже требует переквалификации, потому что необходимо научиться работать именно с детьми, со школьниками. Возможно, получить дополнительное педагогическое образование, потому что напрямую филологическое образование не нацелено на то, чтобы преподавать в школе. Оно больше для (если с точки зрения образования) преподавания в высшем учебном заведении, в колледже, возможно.
Вообще, первично, если человек получает именно филологическое образование, он также может пойти в науку, исследователем стать, лингвистом или литературоведом. Помимо этого, часто ребята идут в маркетинг, в рекламу, в пиар, в журналистику, а если ближе к техническим специальностям, то есть и профессия технического писателя. Если кто-то тяготеет к каким-то административным должностям, то он может делать всё, что связано с работой с документами. Ну вот это, пожалуй, основное.
Тяжело ли было найти работу после университета?
Ну, тяжело после университета больше, наверное, морально, может быть, психологически перестроиться на то, что у тебя нет такого заданного трека, а нужно самостоятельно действовать, и есть огромное количество вариантов, куда можно пойти. Нужно самостоятельно принять решение, в каком направлении развиваться.
Мне особенно не было тяжело, потому что во время учебы я работала в студенческой газете уже около трех лет, и поэтому, собственно, очень легко нашла работу в качестве журналиста, писала статьи и одновременно, я работала на кафедре филологии НГТУ преподавателем, на нашей же (мне предложили остаться в качестве преподавателя). И это тоже было очень логичное продолжение после учебы.
Потом я ушла в пиар и в маркетинг, что было для меня достаточно легко, потому что была такая база и она мне помогла.
Кем вы работаете на данный момент? Какие варианты рассматривали и по каким критериям?
Я уже работаю больше 20 лет, большой уже, около 20 лет, стаж, поэтому, конечно, я за это время много чего сделала и много в каких компаниях поработала и в каких профессиях. На сегодняшний день я работаю директором по маркетингу в одной компании, во второй компании я работаю операционным директором. То есть я, по сути, сейчас уже руководитель, управлением людьми занимаюсь. Если говорить в целом, каким образом какие у меня были сферы и как я их выбирала – то по интересу и по предпочтениям. То есть, изначально мне интересно было работать журналистом, потому что я люблю новое. Когда каждый день с чем-то новым соприкасаешься, а работа журналиста позволяет это делать, потому что сегодня ты узнаешь там, как работает, не знаю, оперная певица, берешь у нее интервью, а завтра ты какой-то рекламный материал пишешь, едешь на фабрику обоев, условно, и мне интересно и то, и другое, и третье, и как работает туристический бизнес, и как какой-то обзор аналитический зарплат сделать.
Профессия журналиста – это как будто бы в себе совмещаешь много профессий, потому что соприкасаешься с разными бизнесами, с разными людьми, с разными сферами. Изначально такой был мотив, дальше мне хотелось повышать свой доход, потому что я поняла, что больше могу заработать в сфере маркетинга и пиара. Я стала ходить на тренинги, читать литературу, развиваться, браться за какие-то первые пиар-проекты и вот в этом направлении получать опыт, соответственно стала туда развиваться. А так, в принципе, я работаю в маркетинге преимущественно. Дальше я поняла, что уже с моим уровнем опыта хочется передавать этот опыт и создавать команды, обучать более молодых специалистов. Я стала учиться уже управленческим навыкам, здесь читать литературу, как управлять людьми, как создавать команды и т.д., брать какие-то проекты под свое руководство и развиваться уже как руководитель.
То есть вам приходилось доучиваться чему-то на ходу?
Сейчас так устроено, скажем так, так устроен бизнес и так устроена рабочая деятельность большинства, наверное, людей, что учиться нужно постоянно. То есть, ты постоянно чему-нибудь учишься, не глобально, может быть, не в том смысле, что ты полностью переучиваешься, но какие-то вещи постоянно узнаешь. Появляются новые сервисы, приложения, технологии, и их нужно обязательно внедрять, иначе ты начинаешь отставать от других, если в плане бизнеса, то от конкурентов, если в плане другой деятельности, то в скорости, в качестве работы. Конечно, постоянно нужно учиться, и когда ты после университета устраиваешься на свою первую работу это, можно сказать, стажировка, где тебя работодатель берет без опыта и доучивает, поэтому желательно, конечно, находить такую работу, где у вас хороший руководитель, который готов в вас вкладываться, что-то объяснять, поддерживать, помогать. Можно, конечно, справиться и самостоятельно, но надо будет что-то почитать, посмотреть, быть активным, задавать вопросы, гуглить, изучать, потому что университет дает общее образование, которое вы можете применить разными способами. Какие-то конкретные практические задачи зависят уже от того места, где вы будете работать. Вам, конечно, их придется осваивать на месте, это абсолютно нормально. Чем больше будет какого-то практического опыта, тем вам будет проще, поэтому если есть возможность во время учебы в вузе где-то стажироваться, ходить на практику, подрабатывать, то это будет помощью.
Что дает филологическое образование в повседневной жизни?
В повседневной жизни это широкий кругозор. Всегда приятно поговорить с человеком, который начитан, разбирается в литературе. С ним можно обсудить какие-то новинки или классику. Это относится не только к гуманитариям, люди совершенно разных профессий любят почитать, но филологи обычно относятся к тем людям, которые как раз читающие, с ними интересно про это поговорить, плюс грамотность – это всегда приятно, когда ты пишешь и говоришь грамотно. Обычно филологи, конечно, прокачивают высокую грамотность за время получения образования, а с точки зрения профессии, мы так или иначе взаимодействуем с текстами: это тексты и рекламные, и маркетинговые, это и тексты договоров, это документация, коммерческие предложения, внутренняя переписка. Очень много сейчас вопросов решается именно в формате переписки, раньше это были e-mail, сейчас это чаты рабочие, чаты, треды. В этом письменном общении, на самом деле, сразу видно человека, который не умеет формулировать свои мысли или пишет безграмотно, в общем-то, на сегодня это повышает ценность грамотности, потому что это твое лицо в общении с коллегами, я уже не говорю о работе с документами.
Насколько востребована филология как наука на данный момент?
Востребованность науки сложно оценивать. Наука существует постольку, поскольку есть запрос у человека на исследование окружающего мира, поэтому все науки в той или иной степени востребованы. Неважно, это антропология, или социология, или математика, или физика… они все исследуют то, как устроен окружающий мир. С точки зрения какого-то практического применения, филология как гуманитарная наука важна в современном мире для изучения языков, поскольку мир глобальный и это очень актуально, для разработки языковых моделей, когда разрабатывается искусственный интеллект, да и в целом, лингвистические знания привлекаются для разработки всяческих GPT-чатов на базе искусственного интеллекта. По-прежнему есть потребность, спрос, и он никогда не исчезнет в качественной литературе – новых книгах художественных и нехудожественных … Все это создается людьми с высоким уровнем владения языком, и здесь помогают специалисты с филологическим образованием. Они по-прежнему востребованы в сфере креативной – это все, что касается маркетинга, рекламы, журналистики, копирайтинга, создания контента … и много здесь подключается искусственный интеллект, но пока что он только как некий ассистент, а основную работу проводят, конечно, люди.
Самые востребованные направления филологии в настоящее время?
Филология – это такая область, состоящая из многих наук, которые включают себя глобальную лингвистику и литературоведение, но еще внутри лингвистики много-много разных направлений ... Так же и в литературоведении. Мне сложно сказать, какие из них востребованы, с точки зрения науки, это, скорее, вопрос к учёным, к людям, которые занимаются какими-то научными изысканиями в сфере филологии.
Какие сейчас направления филологической науки наиболее востребованы, где больше всего исследований проводится? С точки зрения практического применения, возможно, это разработки искусственного интеллекта. Здесь интересные наработки, которые есть в морфологии, в синтаксисе, в семантике, вот в этих разделах, которые дают полезные сведения для специалистов, работающих с искусственным интеллектом, наверное, это актуально.
автор Александра Толстова
Фотограф: предоставлено Ириной Дроздовой-Куривчак