Стасышина
Татьяна Леонидовна
Для студентов
Педагогическая деятельность
Научная деятельность
pk@nstu.ru, +7 (383) 319 59 99 — приёмная комиссия

Методические указания. Диаграмма работ

Построение диаграмм работ  с помощью программного продукта  Enterprise Architect

При моделировании  традиционно выделяют бизнес-моделирование  и системное моделирование. В бизнес-моделировании делается акцент на деятельности организации, описываются все ее рабочие процессы. В системном моделировании основное внимание нацелено на разрабатываемую информационную систему, при этом какие-то процессы  дейтельности организации могут отсутствовать в системных диаграммах.  В рамках данной лабораторной работы необходимо построить  бизнесс-диаграмму  работ для организации.

Чтобы создать проект, который будет содержать все  диаграммы, описывающие систему, нужно :

  • Нажать пиктограмму  New Project  (см. рис.1) или выбрать соответствующий пункт в меню File.
  • В открывшемся диалоге задать имя проекта (см. рис.2) и нажать ОК.
  • В окне мастера создания модели (см. рис.3),   задать категорию  модели  в поле Select from  (рекомендуется   Unified Process). На панели Name можно отметить  типы диаграмм, для  которых в Вашей модели  будут созданы  образцы (но делать это не рекомендуется) . Нажать ОК.
  • В результате всех вышеперечисленных действий создается корневая папка с именем Model.  Рекомендуется воспользоваться контекстным меню,  чтобы переименовать ее, выбрав какое-либо осмысленное имя (см. рис.4 и рис. 5 )

2.      Создать отдельные пакеты (папки) для каждого вида диаграмм. Для этого нажать пиктограмму  New Package  (см. рис.6).  В открывшемся диалоге (см. рис.7) задать имя пакета и его стиль (рекомендуется Simple). Нажать ОК..  Проделать эту операцию еще 3 раза и получить что-то похожее на рис. 8.

Примечание. Дерево пакетов проекта находится на закладке Project Browser левой панели.

3.      Рекомендуется следующий порядок создания диаграмм работ:
  1. Каждую диаграмму рекомендуется размещать в отдельном пакете, поэтому нужно в пакет Лабораторная работа №2  добавить новый пакет используя пиктограмму New Package.  Имя пакета рекомендуется  задать совпадающим с именем диаграммы  (в данном случае Диаграмма работ А0).
  2. В пакет Диаграмма работ А0  добавить новую  диаграмму нажав пиктограмму New Diagram (см. рис. 9)  или выбрав соответствующий пункт в контекстном меню.
  3. В открывшемся диалоге задать имя диаграммы (Диаграмма работ А0) и ее тип (рекомендуемый тип см. рис.10). В результате пустая диаграмма появится в пакете и в рабочей области (см. рис.11)
  4. На левой панели перейти на закладку Toolbox  - панель элементов (см. рис. 12),  из которых строятся диаграммы.
  5. Чтобы добавить на диаграмму новый элемент, нужно сначала нажать на нужную иконку  на панели элементов, а затем на  свободном месте на странице диаграммы. В открывшемся диалоге свойств элемента задать имя элемента  и его стереотип. Для элемента Object открывается   дополнительный диалог для выбора стереотипа (рекомендуется выбрать No analysis stereotype).
  6. Рекомендуется использовать  следующие элементы :
    • работа (процесс)  -   элемент  Process из раздела Analysis Elements со стереотипом Activity  или BusinessProcess
    • вход, выход, управление и механизм – элемент Object из раздела Analysis Elements без стереотипа.   Можно использовать стереотип worker,  если речь идет о людях. Можно также использовать элемент  Information Item из раздела Analysis Elements, когда речь идет только об информации
    • cвязи между процессом  и входом, выходом и т.д. – элемент Object Flow из раздела Analysis  Relationships, для которого  в свойстве  Style  рекомендуется  выбрать Tree (Horizontal), Tree (Vertical)  или Custom.
    • связи между процессами - элемент Associateиз раздела Analysis  Relationships

В результате должна получиться диаграмма  например как на рис. 13

При выполнении лабораторной работы следует начинать с создания диаграммы работ верхнего уровня (А0). На ней вся деятельность организации изображается как один процесс.  Далее   нужно детализовать  этот процесс. На  диаграмме  уровня А1 (см. рис. 14)  работа каждого отдела  изображается  как отдельный процесс.  На диаграммах уровня А2 (см. рис. 15)  работа каждого отдела  разбивается на более мелкие  процессы. Диаграммы уровня А2 можно делать отдельно  для каждого отдела, либо на общей диаграмме помещать все процессы данного отдела в один контейнер (элемент Boundary из раздела Common)

Обратите внимание, что  вход, выход, управление и механизмы, присутствующие  на  диаграмме А0,  должны обязательно быть на диаграммах  А1  и  А2. Связи между отделами на диаграмме А1 также  должны повторяться  на диаграмме  А2. Другими словами каждая диаграмма  следующего уровня детализует, уточняет, расширяет диаграмму предыдущего уровня, но сохраняет приемственность.

Обратите внимание,  что

1. На данной диаграмме имеет значение направление стрелок 

2. Каждый процесс в обязательном порядке должен иметь что-то на выходе,  чем-то управляться и кем-то/чем-то выполняться.  Для некоторых процессов возможно отсутствие  входа, все остальное должно быть обязательно.  

Примечание. Как изменить формат элементов (шрифт, цвет, направление стрелки и т.п.), создать гиперссылку, разрыв стрелок и другие  полезные приемы см. п. Работа с элементами.

 

ПЕРЕНОС ДИАГРАММ В ФАЙЛ

  1. На закладке Project Browser выберите пакет, содержащий диаграммы, которые нужно перенести в файл.
  2. Нажатием правой кнопки мыши вызовите контекстное меню. Выберите пункт  Documentation,  затем  пункт Diagrams Only Report...
  3. В открывшемся диалоге  выберите папку,  в которой нужно сохранить файл и задайте имя файла.
  4. Нажмите кнопку Generate.
Наверх