О профессии социолога
О
профессии социолога
“Требуется специалист с
высшим социологическим образованием…” – вероятность, что вы встретите такое объявление, гораздо выше, чем объявление о том, что “в организацию требуется социолог”. Специалистов с высшим
социологическим образованием охотно берут на
должности маркетологов-аналитиков, специалистов по мониторингу эффективности рек-ламы, менеджеров, специалистов по продажам,
сотрудников кадровых
департаментов, специалистов по мониторингу СМИ, администраторов, деловых представителей. Что касается должности “социолог”, то она встречается в штатном
расписании наиболее крупных и современных предприятий производственной сферы,
финансовых и информационных услуг, органов муниципальной и государственной власти, государственных и частных
МЕДИА компаний, маркетинговых, рекламных и PR-агентств и издательств.
В чем преимущество обучения по
программе “социология” в НГТУ? Программа
“Социология” – это “три в одном”. Поступив на направление 39.03.01–социология (квалификация “бакалавр”) вы получаете
возможность за четыре года освоить ряд основных
(профильных) компетенций (знаний, умений
и навыков), которые содержатся в трех образовательных программах: “Экономика. Профиль: маркетинг”, “Менеджмент”, “Реклама и связи с общественностью”. А также все восемь семестров изучать иностранный язык, прежде всего, английский - как международный язык профессионального общения. Все это даст вам несомненные преимущества при конкуренции на рынке труда.
Где работают социологи?
Маркетинг, реклама
и PR
Традиционно привлекательные для
трудоустройства социологов сферы профессиональной деятельности – бизнес,
средства массовой информации и маркетинг, особенно в крупных
торговых сетевых компаниях и банках.
Стремительное развитие российского рынка и его выживание в условиях
острой конкуренции вызвало
огромную потребность в маркетинговых исследованиях, проводимых специалистами, обладающими междисциплинарной, а не только
экономической, подготовкой. Деловая сфера нуждается в проведении именно социологического анализа
внешней среды маркетинга, сегментирования рынка, различных факторов влияния на поведение потребителей, деловых
партнеров и конкурентов, анализа ценовых стратегий, рекламы, способов стимулирования сбыта и
связей с общественностью. Помочь нашим выпускникам устраиваться на работу в коммерческие исследовательские фирмы, рекламные компании, маркетинговые отделы организаций призваны учебные дисциплины: “Методы
маркетинговых исследований”,
“Социолого-маркетинговая служба”, “Социология рекламы”, “Социология
массовых коммуникаций”, “Социолингвистика”, “Интернет-маркетинг”, “Методология и методика социологических исследований”, “Методы прикладной статистики для социологов”, “Качественные методы”, “Анализ данных”, “Социальная
информатика”, “Теория измерений”.
Социология и менеджмент
Многие наши выпускники успешно работают менеджерами, причем работать начинают еще студентами. Секрет успеха социологов во многом
связан с тем, что менеджер работает с людьми, налаживает и осуществляет деловое сотрудничество, руководит работой “узких” специалистов, участвует в разработке и осуществлении планов развития предприятия, подборе кадров
и управлении персоналом. То есть занимается социальными связями и коммуникациями в организации, изучению которых
уделяется много внимания в подготовке социологов. В учебном
плане НГТУ имеется ряд дисциплин, помогающих устраиваться на должности менеджеров: “Основы интегрированных коммуникаций”, “Организационная диагностика”, “Теории и модели коммуникаций”, “Социальная антропология”.
Социолог в
штате органов власти
Укрепление авторитета государства и местных
органов власти в России
во многом связано с тем, что чиновники стали больше
считаться с запросами
и предложениями со стороны местных сообществ,
избирателей, граждан России в целом. Для того чтобы проводимая властями политика отвечала интересам людей, органы власти осуществляют мониторинг социальной и политической ситуации на территориях и в сферах, которыми они руководят. Этот мониторинг проводится, прежде всего, в форме опросов населения, экспертов
и руководителей. Учитывая
потребность в специалистах-социологах в органах
власти и большую
заинтересованность многих наших выпускников в трудоустройстве в эти структуры, в учебный
план подготовки в НГТУ введены
дисциплины: “Государственное и муниципальное управление”, “Социология общественного мнения”, “Конфликтология”, “Cоциология рисков”, “Межрегиональные конфликты”, “Cоциальное прогнозирование”.
Социолог и социальная
сфера
Социолог, работающий в органах
социальной защиты населения, трудоустройства, работы с молодежью, выполняет функции социального технолога или инженера. В частности, занимается изучением потребности населения в тех или иных социальных услугах, спроса и предложения рабочей
силы, составлением программ
переподготовки кадров, в том числе, для сферы малого бизнеса.
Для того чтобы наши выпускники могли работать в организациях социальной сферы, в программу
включены дисциплины: “Социальные технологии”, “Маркетинг рынка труда и профессиональное консультирование”, “Социальная психология”, “Дизайн и менеджмент проектов”, “Основы предпринимательства”, “Социология личности”.
Социолог в штате
современного производственного предприятия
Начавшееся в России
возрождение производства требует прихода на современные предприятия не только инженеров, но и специалистов, которые могут выявлять источники роста эффективности за счет социальных факторов, активизации того, что называется человеческими ресурсами. У руководителей современных предприятий имеется потребность в постоянном анализе социальной ситуации, подготовке проектов решений социальных проблем,
повышении уровня социального развития организации. В учебный
план подготовки социологов в НГТУ включены
курсы, изучение которых поможет выпускникам трудоустроиться на предприятия сферы энергетики, транспорта, электроники, машиностроения, авиационной промышленности: “Социология организаций и управления”, “Управление и подбор персонала”, “Экономика”, “Социология маркетинга”, “Социология города”.
Научные исследования
Несмотря на широкие возможности применения социологических знаний в практической деятельности, социология была и остается
наукой (как физика,
химия, биология, математика). И поэтому одна из ее основных задач – изучение общества и объяснение различных
социальных явлений, процессов и проблем. А также передача достижений мировой социологии новым поколениям социологов. Для тех, кто увлечен научным познанием социального мира и, возможно,
мечтает о научной
работе и открытиях, в учебный
план включены дисциплины: “История
социологии”, “Современные социологические теории”, “Общая социология”,
“Философия“, “Социология информационного общества”, “Психология и педагогика”, “Основы научной работы”, “Профессиональный иностранный язык для социологов”.