ИиП
Кафедра Истории и политологии
Факультет Гуманитарного образования
Учебная и научно-методическая деятельность
Герои Советского Союза - Новосибирцы
Покрышкин А.И.
Научная деятельность
Научные и научно-методические мероприятия
Портал НГТУ
pk@nstu.ru, +7 (383) 319 59 99 — приёмная комиссия

Покрышкин А.И.

В 1941 году старший лейтенант Покрышкин был назначен заместителем командира эскадрильи. Одним из первых в полку освоил истребитель МиГ-3. В июне 1941 года он был в Молдавии, близко к границе, и его аэродром подвергся бомбардировке 22 июня 1941, в первый день войны. Его первая воздушная схватка была катастрофой. Он подбил советский самолет Су-2, легкий бомбардировщик 211-го бомбардировочного полка, пилотировавшийся И.И.Пстыго (впоследствии маршал авиации, Герой Советского Союза).

Уже 23 июня в воздушном бою с 5 Me-109 в районе реки Прут А.И.Покрышкин сбил одного из них, но и сам был подбит. С большим трудом дотянул до своего аэродрома и совершил посадку. Летом 1941 года в боях на Южном фронте сбил несколько самолетов противника, но из-за уничтожения полковых документов они не были ему засчитаны. 3 июля 1941 г. самолет А.И.Покрышкина был сбит зенитным огнем над рекой Прут. Летчику, несмотря на повреждение ноги, удалось на четвертый день добраться до расположения полка. Второй раз он был сбит 5 октября 1941 года в районе Запорожья – и снова с группой солдат смог пробиться из окружения.

С первых недель войны Покрышкин ясно увидел, как устарела советская военная доктрина, и начал понемногу заносить свои идеи в записную книжку. Он аккуратно записывал все детали воздушных боев, в которых участвовал он и его друзья, и делал детальный анализ. Ему приходилось сражаться в крайне тяжелых условиях постоянного отступления. Позже он говорил: «Тот, кто не воевал в 1941-1942, не знает настоящей войны».

Покрышкин Александр Иванович (06.03.1913 - 13.11.1985).

Выдающийся советский ас, трижды Герой Советского Союза (1943, 1943, 1944), маршал авиации (1972). Участник Великой Отечественной войны с первого дня. Русский. Член КПСС с 1942 года.

Родился Александр Иванович 6 марта 1913 года в городе Новониколаевске (ныне Новосибирск) в семье рабочего. Его детство и юность прошли в бедной многодетной семье на рабочей окраине города Закаменке. В 14 лет он уже работал кровельщиком Сибстройтреста. Но настоящей его мечтой была авиация. Чтобы попасть в авиашколу, надо было иметь рабочую специальность. В 1928 году, окончив 7 классов школы, Александр поступил в ФЗУ, вопреки воле родителей, мечтавших выучить его на счетовода. После окончания ФЗУ некоторое время работал слесарем-лекальщиком на заводе, затем поступил в РККА (в 1932 г.). Из армии по комсомольской путевке он был направлен в авиационную школу в г.Пермь. Однако уже в школе он узнал, что летное отделение в ней отменено. Александр начинает писать рапорты о переводе в летное училище, неизменно получая отрицательный ответ.

 В 1933 году А.И.Покрышкин окончил 3-ю Пермскую военную школу авиационных техников, в 1934 – Ленинградскую военно-теоретическую авиашколу. Служил техником звена связи 74-й стрелковой дивизии, дислоцировавшейся в Краснодаре. Уже тогда проявилась его творческая натура – он внес ряд предложений по усовершенствованию авиапулемета ШКАС, конструкции самолета-разведчика Р-5. Преподавал в аэроклубе Осоавиахима, вел кружок планеристов во время летних сборов. По собственным чертежам, Александр строит тренажер для тренировки летчика, планер. И продолжает писать рапорты (всего им было написано 40 рапортов командирам, главкому ВВС, наркому обороны).

В сентябре 1938 года, во время отпуска, за 17 дней А.И.Покрышкин освоил 2-х годичную программу аэроклуба и экстерном на «отлично» сдал экзамен. После этого его наконец-то направили в 1-ю Качинскую военную авиационную школу летчиков им. А.Ф.Мясникова. В 1939 году старший лейтенант А.И.Покрышкин с отличием оканчивает школу и отправляется к месту службы – в 55-й истребительный авиационный полк (Одесский военный округ).

Памятник Покрышкину

После войны Покрышкин отказался служить в богемной атмосфере штаба Василия Сталина, командующего ВВС Московского военного округа, где многие делали легкую карьеру. Лишь в августе 1953 года трижды Герою было присвоено первое генеральское звание. В 1949-1955 годах он служил заместителем командира 33-го истребительного авиакорпуса ПВО, командиром 88-го истребительно-авиационного корпуса ПВО в разрушенном войной Ржеве. Затем год командовал истребительной авиацией Северокавказской армии ПВО. С 1959 по 1968 год служил в Киеве, с 1961 года – командующим 8-й отдельной армией ПВО – заместителем командующего войсками Киевского военного округа по войскам ПВО. В 1968 году был переведен в Москву заместителем Главкома ПВО страны.

В 1972 году, в 59 лет, боевого генерала Покрышкина, до 1963 года летавшего на новейших реактивных истребителях (последний – МиГ-17), окончившего с отличием Военную академию имени Фрунзе (1948) и Военную академию Генштаба (1957), кандидата военных наук, назначают на пост председателя ЦК ДОСААФ. Возглавив оборонное общество, А.И.Покрышкин почти десять лет находился на этом посту и сыграл особую роль в истории ДОСААФ. Для него сразу же стали первостепенными задачи военно-патриотического воспитания, технического обучения и физической закалки молодежи.  Александр Иванович избирался также депутатом Верховного Совета СССР, в 1979-1984 годах был членом Президиума Верховного Совета СССР, написал ряд книг («Крылья истребителя», «Твоя почетная обязанность», «Небо войны», «Познать себя в бою»).

Имя А.И.Покрышкина, легендарного летчика-аса и мыслителя, стало символом Победы. Поздравляя его с присвоением звания маршала авиации (1972) А.М.Василевский писал: «Все содеянное Вами в годы Великой Отечественной войны как никому дает Вам право на присвоение этого высокого воинского звания. Вы его заслужили как никто другой». Доктор исторических наук В.П.Попов в своей статье «Почему русские выиграли войну?» пишет: «По свидетельству летчиков, участвующих в боях вместе с трижды Героем, присутствие в группе Покрышкина вселяло во всех уверенность в нашей непобедимости, добавляло смелости и силы воли идти на риск... Личность А.И.Покрышкина в наибольшей степени отражает характер и дух русского народа, а знание его жизненного пути позволяет самым точным образом понять, КТО и ПОЧЕМУ выиграл Отечественную войну».

Умер Александр Иванович 13 ноября 1985 года. Похоронен в Москве на Новодевичьем кладбище.

Награды

  • Трижды Герой Советского Союза

Награжден орденами:

  • 6 орденами Ленина;
  • орденом Октябрьской Революции;
  • 4 орденами Красного Знамени;
  • 2 орденами Суворова 2-й степени;
  • орденом Отечественной войны 1-й степени;
  • 2 орденами Красной Звезды;
  • орденом "За службу Родине в Вооружённых Силах СССР" 3-й степени;

медалями:

  • «За боевые заслуги»;
  • «За оборону Кавказа»;
  • «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941–1945 гг.»;
  • «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941–1945 гг.»;
  • «За освобождение Праги»;
  • «За взятие Берлина»;
  • «XXX лет Советской Армии и Флота»;
  • «В память 800-летия Москвы»;
  • «40 лет Вооруженных Сил СССР»;
  • «За освоение целинных земель»;
  • «Двадцать лет Победы в Великой Отечественной войне 1941–1945 гг.»;
  • «50 лет Вооруженных Сил СССР»;
  • «За воинскую доблесть. В ознаменование 100-летия со дня рождения Владимира Ильича Ленина»;
  • «Тридцать лет Победы в Великой Отечественной войне 1941–1945 гг.»;
  • «60 лет Вооруженных Сил СССР»;
  • «За укрепление боевого содружества»;
  • «В память 1500-летия Киева»;
  • «Ветеран Вооруженных Сил СССР»;
  • «Сорок лет Победы в Великой Отечественной войне 1941–1945 гг.»;

Иностранными наградами:

  • медалью United States Army Distinguished Service Medal («За выдающиеся заслуги» Армии Соединенных Штатов Америки, 1943 (согласно некоторым источникам – медаль «За отличную службу»);
  • орденами Тудора Владимиреску 2-й и 3-й степени (Румыния);
  • орденом Карла Маркса (ГДР);
  • орденом «Виртути Милитари» («Воинская доблесть», Польша);
  • орденом «Полония Реститва» («Возрождение Польши»);
  • орденом Сухэ Батора (МНР);
  • орденом Красного Знамени МНР;

а также медалями Вьетнама, Кубы, Болгарии, ГДР, ЧССР.

Командир эскадрильи 16-го гвардейского истребительного авиационного полка (216-я смешанная авиационная дивизия, 4-я воздушная армия, Северо-Кавказский фронт) гвардии капитан А.И.Покрышкин 12 апреля в воздушном бою в районе станицы Крымской прямо на глазах командующего 4 ВА генерала К.А.Вершинина сбил 4 Me-109. В этот же день сбил еще 3 самолета. Звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда» командир эскадрильи 16-го гвардейского истребительного авиационного полка (216-я смешанная авиационная дивизия, 4-я воздушная армия, Северо-Кавказский фронт) гвардии капитану Александру Ивановичу Покрышкину было присвоено 24 мая 1943 года за 354 боевых вылетов, 54 воздушных боев, 13 лично и 6 в группе сбитых самолета противника. Второй медали «Золотая Звезда» командир того же полка (9-я гвардейская истребительная авиационная дивизия, 4-я воздушная армия, Северо-Кавказский фронт) гвардии майор А.И.Покрышкин был удостоен 24 августа 1943 года за 455 боевых вылетов и 30 лично сбитых самолетов противника.

Позже Александр Иванович  участвовал в боях над Черным морем и над Днепром. Помимо блистательных личных побед, он стал автором главных тактических приемов и построений своего полка. Эта тактика, замеченная и по достоинству оцененная после впечатляющих успехов полка, с 1943 года стала основой действий советской истребительной авиации, обеспечив ее превосходство над врагом. Обладая ясным слогом, А.И.Покрышкин сам выступал со статьями в военной печати, создал собственную систему подготовки асов. О его педагогическом мастерстве говорит тот факт, что 30 летчиков, прошедших школу Покрышкина, стали Героями Советского Союза, а трое из них были удостоены этого звания дважды.

В феврале 1944 года Александра Ивановича вызвал в Москву главком ВВС А.А.Новиков и предложил занять должность начальника авиашколы, но он отказался и вернулся на фронт. В июле 1944 года он получает звание полковника, назначается командиром 9-й гвардейской истребительной авиадивизии. В последний год войны Покрышкин показал себя выдающимся командиром дивизии. Несмотря на запреты, он продолжал, хотя и реже, водить в бой группы своих истребителей. Командующий 1-м Украинским фронтом Маршал Советского Союза И.С.Конев писал о Покрышкине, что «он показал себя на фронте не только человеком большой личной храбрости, но и искуснейшим организатором боевых действий. Александр Иванович владел не только высочайшим личным искусством воздушного боя, не только превосходно руководил этими боями в воздухе, выбирая каждый раз наиболее выгодные боевые порядки и уничтожая максимальное количество вражеских самолетов, но умел еще на земле наилучшим образом подготовить летный состав к действиям в воздухе, быстрее и точнее всех перебазироваться, лучше всех организовать аэродромную службу. Кстати сказать, именно он первым начал летать с германских автострад, используя их как аэродромы. Покрышкин – гордость нашей авиации...».

Исполняющий обязанности командира 16-го гвардейского истребительного авиационного полка (той же дивизии, 7-й истребительный авиационный корпус, 8-я воздушная армия, 1-й Украинский фронт) гвардии подполковник А.И.Покрышкин к маю 1944 года совершил 550 боевых вылетов, в 137 воздушных боях сбил лично 53 самолета противника. На P-39N с бортовым № 100, участвовал в боях над Прутом и Яссами, в Львовско-Сандомирской операции. Третьей медали «Золотая Звезда» командир 9-й гвардейской дивизии гвардии подполковник А.И.Покрышкин был удостоен 19 августа 1944 года «за образцовое выполнение боевых заданий командования и геройские подвиги на фронте борьбы с немецкими захватчиками». Таким образом, он стал первым трижды Героем Советского Союза!

Командуя дивизией, А.И.Покрышкин освобождал Польшу, Румынию, участвовал в Берлинской наступательной операции. Войну закончил в Чехословакии (последний бой провел 9 мая 1945 года над Прагой). Всего совершил более 650 боевых вылетов, в 156 воздушных боях сбил лично 59 (по неофициальным данным 75) и в группе 6 самолетов противника. Во время парада Победы 24 июня 1945 года на Красной площади в Москве нес знамя фронта.

Зимой 1941, Покрышкин, управляя МиГ-3, взлетел, несмотря на грязь и дождь, после того как двое других пилотов разбились, пытаясь взлететь. Его задание состояло в том, чтобы определить местонахождение танков фон Клейста, который был остановлен перед городом Шахты и затем был потерян советскими войсками. После того как он, несмотря на кончавшееся топливо и ужасные погодные условия смог вернуться и доложить эту важную информацию, он был награжден Орденом Ленина.

В начале 1942 года полк А.И.Покрышкина был отведен в тыл на переформирование и вскоре переименован в 16-й Гвардейский истребительный авиаполк. Пополненный новыми самолетами Як-1, полк попал на фронт в июне 1942 года. В бесконечных боях, полетах на разведку и перебазированиях прошло лето. В августе 1942 года 16-й Гвардейский истребительный авиаполк был переведен в тыл в Закавказье. В числе других летчиков А.И.Покрышкин освоил самолет P-39 «Аэрокобра», даже перегонял эти самолеты из Ирана. Однако в тылу Александра Ивановича поджидала другая опасность – новый командир полка Н.Исаев, сам редко поднимавшийся в воздух, сфабриковал дело, чтобы избавиться от непокорного подчиненного. Было отозвано представление к званию Героя Советского Союза. Покрышкина обвинили в нарушении наставлений и инструкций по действиям истребителей, исключили из партии и из штатного состава полка. Несмотря на опалу, летчик продолжал разработку своих тактических приемов, которые, как он писал, «пригодятся моим друзьям, летчикам эскадрильи и полка». После вмешательства вышестоящего начальства «дело» было прекращено.

На фронт А.И.Покрышкин снова попал только весной 1943 года. Он участвовал в  ожесточеннейшем воздушном сражении на Кубани. По плотности боев и концентрации самолетов на достаточно узком участке фронта оно не имело аналогов во Второй мировой войне. В кубанских воздушных боях родилась знаменитая формула А.И.Покрышкина: «Высота, скорость, маневр, огонь». Он первым широко использовал боевой порядок под названием «Кубанская этажерка» и способствовал его внедрению во все подразделения истребительной авиации СССР. Он разработал и внедрил также и другие элементы воздушного боя, такие как выход из-под удара противника на вираже нисходящей «бочкой» с потерей скорости. Зазевавшийся враг проскакивал мимо цели и оказывался в прицеле. «Ищи противника, – учил Покрышкин. – Не он тебя, а ты его должен найти. Внезапность и инициатива – это победа. Атакуй смело, решительно. Маневрируй так, чтобы обмануть, перехитрить врага. Если не сбил – сорви его замысел. Этим ты уже достигнешь многого». Успехи Александра Ивановича были столь велики, что немецкие летчики, теряя свои самолеты при каждой встрече с нашим асом, вскоре начали предупреждать друг друга о его появлении – «Внимание! В воздухе Покрышкин!».

Наверх